Министерство образования и науки готовит масштабную реформу вузовской аспирантуры — вчера чиновники обсудили этот вопрос с ведущими российскими учеными, работающими за рубежом. Ведомство недовольно тем, что лишь 30% аспирантов доходит до защиты диссертации, а также предлагает отменить требование обязательной педагогической практики. Ученые согласились с тем, что система аспирантуры нуждается в изменениях, но предостерегли от слишком строгой регламентации в этом вопросе.
Обсуждение проблем российской вузовской аспирантуры прошло на форуме «Будущее науки» в Казани, где чиновники Минобрнауки встретились с представителями «научной диаспоры» — ведущими российскими учеными, работающими за рубежом.
«Нам важен международный опыт в этой области, чтобы понять, как можно развивать аспирантуру», — пояснила замминистра Людмила Огородова. Она попросила соотечественников оценить предварительную модель новой аспирантуры, разработанную министерством.
Заместитель директора департамента госполитики в области высшего образования Сергей Пилипенко подробно перечислил проблемы существующей системы. Он напомнил, что в прошлом основной задачей аспирантуры считалось «воспроизводство научно-педагогических кадров» — подготовка университетских преподавателей. «Но мы понимаем, что сейчас кандидаты наук востребованы не только в вузах и научных организациях, но и в госуправлении, бизнесе и так далее», — сказал господин Пилипенко. Тем не менее в наследство от старой модели сохраняется требование к аспиранту получить педагогический опыт — даже в дипломе указано «преподаватель-исследователь».
Мы бьемся, чтобы педагогическую составляющую вынести из аспирантуры, потому что у нас на нее есть лишь три года. Нам и трех лет не хватает, чтобы подготовить исследователя
Сергей Пилипенко, Заместитель директора департамента госполитики в области высшего образования
Сложности возникают уже на этапе приема в аспирантуру. «На сегодняшний день результаты магистратуры не учитываются при поступлении в аспирантуру. У нас осталась старая система — три классических экзамена и все», — рассказал замглавы департамента.
Другая проблема — итоговые требования к выпускнику аспирантуры. Сейчас он должен сдать госэкзамены, «ориентированные как раз на педагогические компетенции», и научный доклад о своей исследовательской работе.
Требование защиты диссертации не является обязательным, поэтому большинство на этом и останавливается.
«Выпускник аспирантуры получает диплом о высшем образовании и спрашивает себя: какой теперь смысл идти защищать диссертацию? Получить еще один диплом? — задался вопросом чиновник.— Мы видим институциональный разрыв между аспирантурой и системой присуждения ученых степеней». «Я прошлась сегодня по аспирантам Казанского федерального университета и спросила у каждого: а вы будете защищаться на третий год аспирантуры? И все отвечают “нет”», — посетовала Людмила Огородова. По ее словам, в России лишь 30% аспирантов в итоге получают ученую степень. «И Счетная палата каждый раз ставит это нам в вину как неэффективное использование государственных средств», — пожаловалась она.
Все эти проблемы Минобрнауки планирует решить с помощью «комплексных изменений в системе аспирантуры». «Очень важным является разработка механизмов, которые позволили бы сделать образование непрерывным», — сказал господин Пилипенко. Для этого чиновники собираются отменить обязательный перечень вступительных испытаний, чтобы образовательные организации могли сами формировать список экзаменов для поступающих в аспирантуру. «Результаты освоения программ магистратуры должны быть заложены в основу приема, — подчеркнул чиновник.— Еще одна важная вещь — ввести на этапе поступления конкурс портфолио».
Но главное нововведение — сделать обязательной защиту диссертации при окончании аспирантуры. При этом чиновники пока не уточнили, как это будет оформлено законодательно.
Математик, лауреат премии Филдса Станислав Смирнов предложил дать возможность защитить диссертацию в течение года после окончания аспирантуры: «Трех лет может быть недостаточно для серьезного исследования». Сергей Пилипенко пояснил, что этот вопрос сложнее, чем кажется, так как связан с армейским призывом: окончание аспирантуры без защиты диссертации снимает с учащихся мужчин отсрочку от призыва в армию. «У нас есть возможность в ряде случаев защищаться в течение четырех лет, но эта ситуация абсолютно не согласована с профессионалами», — поддержала его госпожа Огородова.
Ученые заявили чиновникам, что педагогические навыки все-таки могут оказаться полезными для аспиранта. «В топовых университетах США примерно две трети математиков после аспирантуры уходят в банки или в систему госуправления, но многие остаются заниматься наукой, — поделился Станислав Смирнов.— И таких людей надо учить работать со студентами. Система должна быть гибкой — педагогику можно преподавать, но не стоит ее навязывать».
Александр Черных
Аспирантуру выводят на кандидатский максимум. |