Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов в зарубежных странах и в России.Статья посвящена вопросу привлечения высококвалифицированных специалистов. Анализируется опыт США, Германии, Австралии, которые давно успешно привлекают к труду данных иностранных работников, а также Китая, который делает успешные шаги в привлечении в страну высококвалифицированных иностранных специалистов. Рассматриваются проблемы привлечения данной категории иностранных работников в Россию.За 14 лет, прошедших между переписями, Россия, приняв 11 млн мигрантов, вышла по этому показателю на 3-е место в мире после США и Германии. Германия принимала ежегодно в среднем 924 тыс. иммигрантов, США - 865 тыс., Россия - 781 тыс. По коэффициентам же иммигрантов в расчете на 10 тыс. жителей Россия с коэффициентом 54 сильно уступает только Германии (142), но находится впереди США (32) [1]. Согласно статистике Федеральной миграционной службы с 1 июля 2010 г. по 31 марта 2012 г. было выдано разрешений на работу высококвалифицированным специалистам на 15 946 человек (из них иностранные граждане, прибывшие в визовом порядке, - 14 736 чел., в безвизовом - 1210 чел.) [2].
Особенности российской иммиграцииОднако российская иммиграция имеет совершенно другую природу, нежели немецкая или американская. Согласно сведениям ФМС России наиболее популярными направлениями деятельности среди иностранных высококвалифицированных специалистов: операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (30%), оптовая и розничная торговля (22%), обрабатывающая промышленность (13%), финансовая деятельность (12%), строительство (6%), добыча полезных ископаемых (6%), оставшиеся 11% занимают иные области профессиональной деятельности. В то же время согласно американским данным высококвалифицированные специалисты в данной стране занимают значительное число работников в сфере микробиологии (50%), научной области медицины (45%), 30% в области математики и теоретической физики, 27% всех занятых в области программирования [3, с. 208].
Так, если сопоставить потоки прибывших в Россию в 1975 - 1988 гг. и в 1989 - 2002 гг., то окажется, что высококвалифицированные специалисты в сравниваемых странах занимаются качественно разной деятельностью. На наш взгляд, на основании данных показателей можно сделать вывод о приоритетных направлениях развития государства в целом, а также задачах привлечения высококвалифицированных специалистов.
Однако не секрет, что большинство привлекаемых в Российскую Федерацию иностранных работников являются низкоквалифицированными.
Опыт СШАСША на сегодняшний день можно назвать одной из тех стран, которые активно привлекают к трудовой деятельности иностранных специалистов. Более того, Америка является безусловным лидером в данной области <1>. Такое направление государственной политики появилось еще в 60-е гг. XX в. вслед за принятием Закона об иммиграции и натурализации 1952 г., который впервые регламентировал порядок въезда на территорию США, получение гражданства и иные вопросы в сфере иммиграции [4]. США славятся своим положительным опытом - в течение длительного времени и по сей день проводят активную политику по привлечению иностранных высококвалифицированных специалистов.
--------------------------------
<1> В число первых 10 стран входят: США, Российская Федерация, Германия, Саудовская Аравия, Канада, Великобритания, Испания, Франция, Австралия, Индия (Migration and Remittances Factbook 2011. S. E.).По данным статистики, на сегодняшний день 40% от числа всех технических специалистов - мигрантов из всех стран мира привлекаются к работе именно в США. С 1998 г. лидирующие позиции в мире по поставке в другие страны рабочей силы (в том числе и технических специалистов) занимает материковый Китай. В 2001 г. эмигранты из материкового Китая составили 38 848 чел., большинство из них являются техническими специалистами [5].
Сегодня иммиграционное законодательство США определяет группы граждан, в привлечении которых наиболее заинтересовано американское общество. Согласно ст. 203 вышеназванного Закона США [5] выделяются 5 групп иностранцев, в число которых входят и иностранные высококвалифицированные специалисты.
Указанный Закон определяет их как лиц, имеющих приоритет в трудоустройстве. К ним, во-первых, относятся лица с выдающимися способностями, выдающиеся научные работники и исследователи, некоторые менеджеры и руководители международных корпораций. Число виз этой категории не может превышать 40 тыс. в год. Кроме того, к иностранным высококвалифицированным специалистам, во-вторых, можно отнести и лиц, имеющих научные степени по своей специальности, так называемых лиц с исключительными способностями, а также одаренных иностранцев. Число виз этой категории также не может превышать 40 тыс. в год.
Из Закона прямо вытекает, что указанные группы обладают определенными преимуществами по сравнению с иными. К таким преимуществам можно отнести облегченный процесс прохождения сертификации в Министерстве труда США.
Обычный процесс сертификации заключается в следующем: работодатель подает в Департамент по труду штата заявление, состоящее из двух частей. Первая часть содержит требования работодателя к потенциальному работнику, предлагаемый уровень заработной платы и основные необходимые навыки работника. Вторая часть содержит информацию об иностранном лице, желающем устроиться на данную должность. После рассмотрения Департаментом первой части работодатель должен подать рекламу о поиске работника на внутреннем рынке труда. Если такового не окажется, то Департамент принимает решение о рассмотрении второй части заявления и либо удовлетворяет его, либо отклоняет. В отличие от специалиста без особых профессиональных качеств, обязанного иметь потенциального работодателя в США, который подает заявление в Министерство труда и доказывает, что он по каким-то причинам не смог найти в Америке специалиста с подобной квалификацией и поэтому ему необходимо взять на эту работу иностранного специалиста [6], для высококвалифицированного специалиста установлены другие требования: трудовая сертификация полностью не применятся к лицам с выдающимися способностями и частично применяется к лицам с исключительными способностями, которые не смогли доказать, что их профессиональная деятельность принесет пользу национальному интересу США.
Понятие национального интересаИнтересен вопрос о том, что понимать под национальным интересом Америки: "До недавнего времени этот вопрос рассматривался службами иммиграции на абсолютно индивидуальной основе и в отсутствии каких-либо установок. В сентябре 1998 г. появился первый прецедент по этой категории, связанный с отказом в суде иммиграционных апелляций по делу под названием Matter of Transportation.
По этому делу заявителем (работодателем) являлся отдел по транспорту штата Нью-Йорк, а претендентом на иммиграционную визу - иностранный инженер-механик (инженер), специализирующийся в области реконструкции мостов. Мотивы отказа по данному делу были введены в практику служб иммиграции США применимо к оценке того, что же является национальным интересом Америки. Помимо прочих условий, по новым критериям необходимо доказать, что специалист уже внес существенный вклад в данную индустрию, что позволяет спрогнозировать, насколько полезны будут его дальнейшие заслуги в рамках национальных интересов американского общества и насколько перспективно освобождать данного специалиста от процесса прохождения трудовой сертификации Министерства труда США" [6].
Для подтверждения квалификации иностранному специалисту необходимо представить доказательства высокой квалификации и профессиональных достижений. К числу таких доказательств относится подтверждение уровня образования, которое позволяет осуществить высокий вклад в развитие Америки, а также необходимо представить печатные материалы о своей деятельности, которые удостоверяют существенное значение в развитии своего направления работы.
Специалист также должен показать, что он переезжает в США на постоянное жительство с целью продолжить свою профессиональную деятельность. От специалиста требуется представить документы, разъясняющие его планы на будущую деятельность в США. Это можно показать наличием персональных приглашений или контрактов, а также личным заявлением. В этом заявлении следует отметить, какой вклад в развитие данной отрасли в США внесет специалист и какую пользу получит Америка от его профессиональной деятельности [6].
Опыт ГерманииНа сегодняшний день Германия входит в тройку ведущих стран Европы по уровню развития промышленности, науки и медицины. Однако ни для кого не остается секретом тот факт, что именно страны континентальной Европы остро нуждаются в притоке иностранных высококвалифицированных специалистов: быстрые темпы "старения" европейского общества являются объективными факторами для формирования новой миграционной политики Евросоюза. Учитывая данный факт, в Германии созданы законодательные предпосылки для привлечения в страну высококвалифицированных специалистов из стран, не входящих в Евросоюз. В апреле 2011 г. была сформирована независимая комиссия, основной целью которой стала разработка государственной программы по привлечению иностранных высококвалифицированных работников. 7 декабря 2011 г. Правительство Германии одобрило введение "синей карты" (Blue Card).
Введение "синей карты" в противовес существующей в США "зеленой карте" дает возможность немецким работодателям привлекать иностранных высококвалифицированных работников на следующих условиях. Определяющим фактором в данном вопросе становится размер предлагаемой работнику заработной платы. В соответствии с указанным выше законопроектом минимальный размер заработной платы в год составляет 44 тыс. евро, что значительно меньше существующего ранее уровня заработной платы в 66 тыс. евро. Отдельно в рамках данного критерия можно выделить группу потенциальных работников, в число которых входят математики, специалисты в области IT-технологий и естественных наук, - для них минимальный уровень заработной платы в год составляет 33 тыс. евро [7]. На наш взгляд, выделение данной группы связано с объективными причинами в виде острой нехватки данных специалистов на немецком рынке труда.
Стоит отметить и тот факт, что в случае, если работодатель увеличит уровень заработной платы иностранного высококвалифицированного работника до 48 тыс. евро в год, он будет освобожден от обязательной процедуры проверки, подтверждающей, что на ту должность нет подходящей кандидатуры из числа немецких работников.
Первоначальный срок, на который выдается данная карта, составляет не более двух лет. По истечении указанного времени существует возможность подать ходатайство о продлении срока пребывания в Германии. Примечательно, что в случае, если в течение первых трех лет иностранный высококвалифицированный специалист становится безработным, то он теряет право на дальнейшее пребывание в стране.
По словам критиков данной концепции, введение первоначального срока пребывания в стране на уровне двух лет может стать существенным препятствием для привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов, так как столь короткий срок не может являться привлекательным для потенциальных работников.
Опыт АвстралииОтличительной чертой регулирования труда иностранного высококвалифицированного специалиста в Австралии является то, что для подтверждения квалификации необходимо пройти два этапа: рассмотрение поданного заявления на эмиграцию на соответствие критериям отбора и прохождение медицинской комиссии. Именно поэтому высококвалифицированным иностранным специалистам заниматься трудовой деятельностью в Австралии в несколько раз сложнее. Для каждой специальности существует специальная уполномоченная на это австралийская организация, которая подтверждает квалификацию либо по образованию, либо по опыту работы, либо по совокупности того и другого. В большинстве таких организаций обязательным считается предварительная сдача теста по английскому языку, сданного в любом отделении Британского совета, которые есть почти во всех странах мира.
Австралийское законодательство устанавливает различные критерии для подтверждения квалификации в зависимости от специальности иностранного высококвалифицированного специалиста [8]. Следует заметить, что в Австралии установлена балльная система. Так, для IT-специалистов (программисты, дизайнеры, системные администраторы и другие) подтверждение квалификации делает Австралийское компьютерное общество (ACS - Australian Computer Society). Подтвердить квалификацию можно двумя путями. По диплому с высшим образованием в сфере IT или без диплома, но в этом случае нужно иметь 8 лет IT-стажа работы. В случае успеха квалификация оценивается в 60 баллов. Следует также иметь в виду, что за попадание в MODL - список особо востребованных в Австралии специальностей можно получить дополнительные 10 баллов даже без приглашения на работу, что заметно увеличивает шансы набора проходного балла для этой категории иммигрантов (профессионалы в сфере IT, программисты).
Для подтверждения квалификации менеджера (как и для программистов) не нужно заранее сдавать английский язык, его можно сдать и после подтверждения квалификации, но до подачи заявления на иммиграцию. Для подтверждения квалификации менеджера необходимо иметь не менее 5 лет соответствующего стажа работы менеджером либо высшего, либо среднего звена.
Особый интерес представляет то, что для юристов подтвердить уровень квалификации невозможно, поэтому эмиграция высококвалифицированных специалистов данной области возможна только при наличии опыта работы в иных сферах. Подводя итог вышесказанному, на наш взгляд, необходимо проанализировать требования, предъявляемые для трудовой иммиграции высококвалифицированных специалистов в Австралии, в сравнении с требованиями, предъявляемыми иными странами с англосаксонской правовой системой, а также с Россией.
Во-первых, отличительной чертой для Австралии является необходимость прохождения медицинского осмотра. Такое требование, надо полагать, обусловлено тем, что вопрос иммиграции тесно связан с демографическим вопросом.
Во-вторых, в Австралии не существует централизованного органа, как, например, в Америке, который бы занимался вопросами подтверждения квалификации иностранного специалиста.
В-третьих, логичным требованием является требование о представлении характеристик от предыдущих работодателей, а также копии трудовой книжки и предыдущих трудовых договоров. Данные материалы позволяют как нельзя лучше судить об опыте работы, наличии необходимых профессиональных навыков.
В-четвертых, особенным условием по сравнению как с иными странами англосаксонской правовой семьи, так и с Российской Федерацией является то, что для каждой специальности существуют самостоятельные организации, устанавливающие уровень профессионализма высококвалифицированного иностранного специалиста. На наш взгляд, это, с одной стороны, предъявляет более высокие требования к кандидату, а с другой - позволяет сделать максимально объективные выводы о наличии профессиональных навыков у работника.
К сожалению, как уже отмечалась выше, РФ является крупным реципиентом иностранной рабочей силы, но в подавляющем большинстве - низкоквалифицированной.
Опыт РоссииСегодня Россия заинтересована в привлечении высококвалифицированных специалистов и в связи с этим Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Для этого она должна стать привлекательной страной для иностранных высококвалифицированных специалистов.
Вместе с тем даже новые нормы вышеназванного Закона не лишены недостатков. В соответствии с п. 1 ст. 13.2 Закона 115-ФЗ высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года (п. 1 ст. 13.2 Закона 115-ФЗ).
Высококвалифицированные специалисты могут привлекаться на основании трудовых и гражданско-правовых договоров выполнения работ (оказания услуг). Вместе с тем видится спорной возможность заключения гражданско-правовых договоров с данными работниками.
Во-первых, сам термин "специалист" неразрывно связан с трудоправовым термином "специальность", который, в свою очередь, является составляющей термина "трудовая функция" (ст. 15 ТК РФ).
Во-вторых, стоит отметить, что уровень квалификации и наличие специальных знаний, подтвержденных соответствующими документами, необходимы лишь для заключения трудового договора, но не гражданско-правовых договоров (ст. 65 ТК РФ).
А в соответствии с п. 4 ст. 13.2 Закона 115-ФЗ для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.
Все эти сведения позволяют судить о деловых качествах работника, необходимых для осуществления трудовой функции. Только в трудовом договоре предусматривается условие о трудовой функции, то есть работы по должности, профессии, специальности с указанием квалификации, при выполнении которой определены соответствующие должностные требования. Что касается гражданско-правового договора подряда или оказания услуг, то в нем закрепляется лишь результат работы, и, следовательно, наличия деловых качеств, позволяющих в полном объеме исполнять трудовые обязанности, не требуется.
В-третьих, Закон 115-ФЗ накладывает дополнительные обязанности для организаций, привлекающих иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, в том числе направленные на строгое соблюдение прав высококвалифицированных специалистов. На наш взгляд, речь должна идти о полном соблюдении их трудовых прав. Так, согласно п. 13 ст. 13.2 Закона 115-ФЗ работодатели и заказчики обязаны ежеквартально уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых или гражданско-правовых договоров с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Из данной нормы явно прослеживается, что ФМС России будет обращать особое внимание на регулярность выплат по договорам, но лишь в трудовых отношениях заработная плата должна носить регулярный характер (ст. 136 ТК РФ), исключительно в трудовых отношениях может идти речь об отпусках, в том числе без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ), более того, только трудовой договор может расторгаться лишь по основаниям, указанным в Трудовом кодексе (ст. 77 ТК РФ).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что привлечение высококвалифицированных специалистов в РФ становится одним из важных направлений миграционной политики. Законодательство о привлечении данной категории работников претерпевает изменения, позволяющие упростить процесс приема на работу иностранных высококвалифицированных специалистов для российских работодателей. Анализ проблем, связанных с определением опыта и квалификации данных работников, показывает, что само привлечение должно производиться по трудовому договору. Именно в трудовых отношениях на работника распространяются максимальные гарантии, что необходимо и для привлекательности России для иностранных высококвалифицированных специалистов.
Библиографический список1. Мамедбекова М. О. Причины привлечения иностранной рабочей силы в российскую экономику // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономика". Ставрополь, 2010. N 10. С. 110.
2. Информационно-справочные материалы к вопросу "Использование в Российской Федерации международного опыта привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов" // Федеральная миграционная служба: официальный сайт ФМС России [Электронный ресурс]. URL: https://www. fms. gov. ru.
3. Левицкая А. Ю. О привлечении высококвалифицированных специалистов, необходимых для модернизации российской экономики. Итоги деятельности ФМС России в 2009 году // Сборник заседания расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы / Под общей ред. К. О. Ромодановского, М. Л. Тюркина. М.: ФМС России, 2010.
4. США: Законодательство в области миграционной политики / Международное кадровое агентство "Росперсонал". 2001 - 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www. rospersonal. ru.
5. Цзянь Хайшань. Влияние старения демографии на миграционную политику // Вестник демографического административного и кадрового института в Наньцзин. 2009. N 2. С. 30.
6. Ратнер А. Профессиональная иммиграция в США, или Еще раз к вопросу об "утечке мозгов" // Sweetdream еженедельные миграционные новости 1998 - 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://sd. and. ru.
7. Айкенфондер С., Вайц В. Германия вводит "синюю карту" для привлечения иностранных специалистов // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. URL: https://www. dw-world. de.
8. Подтверждение квалификации. Иммиграция в Австралию // Иммиграция [Электронный ресурс]. URL: www. honoraryconsul. ru.Ю. Жильцова, К. ю. н., доцент кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии
Е. Мадьянова, Студентка факультета подготовки бакалавров права Уральской государственной юридической академии