Можно бесконечно объяснять ученику, что предстоящие экзамены для него очень важны, но это не помешает ему отнестись к подготовке несерьезно. Возможно, такое поведение связано со специфической работой мозга подростков.
Взрослые люди, как правило, ловко определяют, когда игра стоит свеч и когда нужно приложить к делу максимум усилий и концентрации. Исследования показали, что в перспективе потенциальной выгоды или потери взрослые люди лучше выполняют поставленные задачи.
У подростков все совсем иначе, и в Гарвардском университете выяснили, почему.
Команда специалистов попросила подростков от 13 до 20 лет сыграть в игру, пока активность их мозг сканировал аппарат МРТ. На разных уровнях участникам предоставлялась возможность выиграть 20 центов за правильный ответ, а за неправильный потерять 10 центов. Чем выше был уровень, тем больше вознаграждение и значительнее ущерб в случае поражения.
Выяснилось, что добровольцы постарше справлялись с уровнями, где были высокие ставки, а те, что помладше, вообще предпочитали не менять стратегию вне зависимости от вознаграждения и ущерба.
«Интересно, что способность корректировать производительность по ставкам в игре проявлялась постепенно», — заметили ученые.
После изучения результатов МРТ вскрылся еще один нюанс: способность добровольцев улучшать работу была связана с тем, как развивался их мозг. Особенно важной для этого была сеть, которая связывает нейроны коры больших полушарий и полосатого тела. Она отвечает за соотношение цели и поведения, а также мотивацию и продолжает развиваться у человека вплоть до 25 лет. У более молодых участников эксперимента эта связь, соответственно, была менее развита.
Результаты исследования также объясняют, почему некоторые подростки склонны к рискованному поведению — они просто не в состоянии адекватно оценивать ситуацию.
Специалисты в связи с этим предлагают некоторые рекомендации для работы с учащимися. «Оценивать успех учебы в школе одним выпускным экзаменом — не самая лучшая идея», — прокомментировал результаты эксперимента журналу New Scientist сотрудник парижской Высшей нормальной школы Стефано Палминтери. По его словам, намного лучше было бы устраивать небольшие тесты на протяжении всего учебного года.
Ученые объяснили рассеянность подростков во время учебы. |