Проект национального стандарта безопасности пешеходов разрабатывают в России. Он называется «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования». Автор проекта — подведомственный Минтрансу Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ).
Зачем нужен новый национальный стандарт по безопасности пешеходов?
По данным РосдорНИИ, доля инцидентов с участием пешеходов в России составляет 26,7% от общего количества ДТП. В 2020 году число таких происшествий составило 39927. Из них 4513 (25,8% от общего количества) завершились гибелью пешеходов.
«Новый национальный стандарт “Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования” разрабатывается с целью повысить безопасность движения пешеходов в рамках реализации соответствующих целевых программ в субъектах РФ. В частности, согласно принятой правительством и утверждённой президентом РФ Стратегии безопасности дорожного движения, к 2030 году уровень смертности при ДТП должен быть снижен до нуля, а социальный риск к 2024 году должен составлять не более четырех погибших на 100 тыс. населения», — сообщается на сайте ведомства.
Что предлагают разработчики ГОСТа?
Чтобы повысить безопасность пешеходов, РосдорНИИ предлагает:
1. Оптимизировать работу светофоров на регулируемых переходах, в том числе с помощью вызывного табло (системы, позволяющей пешеходу подать сигнал светофору на зеленый свет и пройти через дорогу) и систем автоматического обнаружения пешеходов, позволяющих продлить время горения разрешающего сигнала светофора на пешеходных переходах;
2. Снизить скорость в зонах нерегулируемых переходов с помощью знаков, приподнятых переходов, искусственных неровностей и шумовых полос;
3. Для улучшения видимости пешеходов и повышения освещенности покрытия пешеходного перехода рекомендуется на нерегулируемых пешеходных переходах дорог и улиц применять дополнительные источники освещения;
4. Использовать технические средства автоматической фотовидеофиксации на наземных пешеходных переходах;
5. Обустроить пешеходные переходы средствами обеспечения безопасности пешеходов, а именно:
- островками безопасности;
- рефюжами (защитными элементами перед островком безопасности, предотвращающими выезд транспорта на островок);
- делиниаторами с платинами (горизонтальными или вертикальными искусственными бордюрами, которые служат как разделитель полос или дорожная разметка);
- ограничивающими ограждениями и сплошной посадкой кустарника, которые исключают выход пешеходов на проезжую часть вне предназначенных для ее перехода местах.
Чтобы снизить интенсивность движения на территориях жилой застройки (в ГОСТе используется термин «успокоить движение»), авторы проекта предлагают:
- внедрить устройство приподнятых пересечений (переходов);
- внедрить устройство кольцевых пересечений;
- сократить количество полос движения или уменьшить их ширину;
- внедрить зигзагообразное движение автомобилей по типу «шикан» (термин, пришедший из мира автоспорта, обозначающий S-образную связку поворотов, призванную снизить скорость движения);
- разделить транспортные потоки на пересечениях, в т. ч. с помощью диверторов (ограждений для перекрытия сквозного проезда на перекрестке).
Помимо этого, предлагается ограничить скорость на подъезде к нерегулируемым переходам:
- внутри микрорайонов — не выше 20 км/ч;
- на улицах и дорогах местного значения — не выше 30 км/ч;
- на магистральных улицах районного значения — не выше 40 км/ч;
- на загородных трассах — не выше 70 км/ч на улицах и дорогах местного значения.
Когда будет принят новый национальный ГОСТ по безопасности пешеходов?
В настоящее время документ проходит стадии согласования и обсуждения. В РосдорНИИ рассчитывают утвердить проект ГОСТа к концу 2022 года.
Мария Чунихина
В России разрабатывается новый ГОСТ по безопасности пешеходов. |