С июля 2019 года в России вводится запрет на импорт некоторых категорий транспорта с правым рулем.
Этот шаг вызван требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Импорт единичного легкового транспорта тоже усложнится. Федеральная служба по аккредитации объявили о вступлении в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 219 «О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов. Этот документ содержит новые правила и методы испытаний и измерений, необходимых для исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Теперь все машины, ввозимые на территорию России, должны проходить индивидуальную сертификацию для получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Такой же документ потребуется и для машин с внесенными в их конструкцию изменениями. А пройти исследование можно исключительно в аккредитованных испытательных лабораториях. Положение начнет действовать с 01 июля 2019 года. И больше всего он ударит по фирмам, занимающимся ввозом автомобилей из Японии.
Запрет вступил в силу
«Попытки усложнить пользование автомобилями с правым рулем мы наблюдаем давно. Последняя связана с внедрением системы ЭРА-ГЛОНАСС. Тогда предполагалось, что машины без спутникового прибора не смогут пройти сертификацию, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Сейчас мы видим новую активность, которая способна существенно повлиять на рынок легкового и грузового транспорта на Дальнем Востоке».
Уже сейчас вступившие требования Технического регламента полностью запрещают автомобили с правым рулем, где количество посадочных мест превышает восемь. Это микроавтобусы и иные транспортные средства, способные перевозить большое количество пассажиров. Их будет невозможно импортировать из-за рубежа. То же самое касается спецтехники, а также самосвалов, грузовиков с манипуляторами, рефрижераторов, автобусов категорий М2 и М3 и т. д. Справедливо отмечается, что подобная техника небезопасна на российских дорогах. Автобус с правым расположением руля при совершении обгонов рискует жизнями своих пассажиров, а также жизнями других участников движения. Водитель сидит фактически рядом с обочиной и не видит встречный транспорт. Тяжелые грузовики с нестандартным для России управлением тоже опасны, в особенности при маневрах и перестроениях.
Однако для личных легковых автомобилей все же сделано послабление. Их предлагается сертифицировать по отдельности, в индивидуальном порядке. Для машин из Европы это не трудно. Подавляющее большинство автомобилей сертифицированы в России. Национальная и европейские базы приведены к единому стандарту и по VIN-номеру машины можно определить и ее сертификат. За отдельные деньги эту операцию могут выполнять аккредитованные фирмы прямо на таможне. Однако с японскими моделями, никогда не продававшимися у нас в стране, ситуация принципиально иная. Японские базы данных несовместимы с российскими. В маркировке машин нет привычного нам VIN и быстро получить японские данные по сертификации невозможно.
В техрегламенте прописан иной порядок оформления таких машин для получения индивидуального свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
Для этого нужно будет отправиться в аккредитованную лабораторию, заехать на спецплощадку и пройти испытания. Специалисты дадут свое заключение о пригодности транспортного средства. Перед показом необходимо будет, как минимум, поменять фары и привести их в соответствие с техническими требованиями правостороннего движения. В головном свете необходимо поменять направление потока света, чтобы исключить ослепление встречных водителей.
Порядок есть
В разделе 5 технического регламента приводится описание того, как должна осуществляться процедура оценки соответствия единичного транспортного средства требованиям технического регламента Таможенного союза:
- подача заявки и прилагаемых документов в аккредитованную испытательную лабораторию;.
- принятие решения по заявке в течение трех рабочих дней;.
- идентификация единичного транспортного средства;.
- проверка выполнения требований посредством проведения технической экспертизы конструкции и, при необходимости, испытаниями;.
- подготовка протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства;.
- оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и передача его заявителю.
Аккредитованная испытательная лаборатория предоставляет заявителю всю необходимую информацию в отношении правил, процедур и требований, связанных с проведением оценки машины. Там же с 1 июля 2019 года будут выдаваться свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
Между, тем как утверждается, сейчас во Владивостоке только одна сертифицированная мастерская, способная проводить такие исследования, и она не в состоянии провести через себя весь поток ввозимого праворульного транспорта.
Особый регион
По итогам 2018 года в России было зарегистрировано 4,15 млн транспортных средств с правым расположением руля, что составляет примерно 8,1% от всего автопарка страны.
«На Дальнем Востоке сложился особый рынок, где люди ездят, в основном на подержанных “японках”, — рассказывает специалист “Автостат” Азат Тимерханов. — В среднем на Дальнем Востоке число новых продаваемых ежегодно автомобилей составляет только 4,5% от всего рынка. Остальное составляют б/у машины. По России этот показатель отличается в разы. Из всего числа совершаемых сделок примерно 22% относится к новым машинам».
Естественно, этот перекос выглядит аномально. Во Владивостоке существует завод Mazda, который изготавливает две модели, а именно седан Mazda 6 и кроссовер Mazda CX-5. Японцы специально выбрали Дальний Восток с прицелом на вероятную отмену импорта. Но поток старых автомобилей не иссякает и завод простаивает. Сейчас он не дозагружен примерно на 40%. И вариант увеличить спрос за счет прекращения импорта приходит в голову не только представителям власти, но и лоббистам из автопрома, в том числе и японского.
Продавать машины на Дальнем Востоке хотят Nissan и Toyota, имеющие производства под Санкт-Петербургом. Причем, по ценам они вполне конкурентоспособны. Цена поезженного 3-летнего внедорожника из Японии тоже немаленькая, она примерно на треть меньше новой. Однако для региона действует масса льготных программ, в том числе «Первый семейный автомобиль». Эти льготы снижают стоимость новых машин еще на 20%.
«Несмотря на все, быстро переучить жителей Дальнего Востока пересесть на машины с левым рулем, в том числе и японские, не получается. Уже выросло целое поколение автомобилистов, не мыслящих иного транспорта, нежели праворульный, — продолжает Моржаретто. — И всякая попытка ограничения продаж б/у техники из Японии отражается на политической активности населения. Прошлые выборы губернатора в немалой степени проходили с упоминанием противостояния инициативам, связанным с принудительным внедрением на японские машины приборов ЭРА-ГЛОНАСС».
Между тем, насколько эффективно будет работать система индивидуальной сертификации легкового транспорта, пока не знают даже представители государственных органах. В Федеральной службе по аккредитации АиФ.ru заявили, что регулятором процесса внедрения нового порядка сертификации является Министерство промышленности и торговли, а контролирующим органом станет Росстандарт. Минпромторг пока от комментариев воздержался. Более подробная информация будет лишь к лету.
Что будет с праворульными машинами в России после июня. |