По данным исследования кадрового рынка в сфере производства продуктов питания, проведённого КА Юнити в июле, наиболее остро проблема оптимизации процессов поставок стоит в сегменте скоропортящихся продуктов (мясные, кондитерские, молочные). В числе редких и высокооплачиваемых профессионалов – директора по логистике и аккаунт-менеджеры с опытом работы с федеральными сетями. Увеличивать зарплаты соискателям работодателей вынуждает конкуренция за место на полках крупных ритейлеров. Уровень их предложения зависит от выполнения кандидатами KPI, гарантирующих снижение затрат и минимизацию риска штрафов со стороны торговых сетей.
«Самый высокий суммарный доход (до 200% от среднерыночного уровня) готовы предлагать директорам по логистике, чьи компетенции и опыт гарантируют предприятию достижение максимальных показателей эффективности цепи поставок. Целью для управленца, как правило, становится выход на 98%-ный уровень логистического сервиса при среднем по индустрии – 90–91%, – рассказывает Руслан Карпов, специалист по подбору персонала направления «Пищевое производство» кадрового агентства Юнити. – Данный показатель комплексный и отражает соблюдение сроков поставки, соответствие фактических объёмов и ассортимента товаров договорным, своевременную корректную выкладку. Другими словами, конкретный уровень сервиса – это доля продукции, которая привезена и размещена на полке магазина точно в оговорённое время, например к покупательскому «часу пик» (для молока).
По данным исследования КА Юнити, даже трудоустроенных директоров по логистике, владеющих соответствующими инструментами, крайне мало и работают они в топ-5 компаний данного рынка. Чтобы переманить их, работодателям приходится предлагать суммарный доход в размере от 300 000 рублей при среднем по рынку 150 000 рублей. «Компании готовы на такие вложения, поскольку вместе с человеком они надеются получить и прогрессивные технологии, используемые пока исключительно лидерами рынка», – поясняет Руслан Карпов. В пример он приводит автоматизированный сервис отслеживания товарных остатков, который внедрён только у нескольких российских производителей. Технология позволяет поставщику в режиме реального времени видеть состояние запасов по каждой товарной позиции в конкретном магазине и точно планировать свои поставки.
По словам эксперта, на практике повышение уровня логистического сервиса на несколько процентов позволяет:
1. Снизить себестоимость, делая продукцию более конкурентоспособной и привлекательной по цене. Оценочно, при обороте в 300 тонн продукции в сутки, 3–4% (9–12 тонн) складываются в миллионную экономию ежемесячно.
2. Соблюдать договорные обязательства перед ритейлерами, снижая риск денежных взысканий.
В последнее время сети ужесточают условия работы с поставщиками: к примеру, «Магнит» в июле 2016 года повысил штрафы с 5 до 15% от стоимости партии. Пока производители вынуждены оплачивать каждый факт поставки меньшего или большего количества товаров, чем указано в договоре с магазином, а также любое нарушение сроков и ассортимента. Чтобы предотвратить сбои в логистической цепи, требуется постоянная слаженная работа команды специалистов: не только директора по логистике, но и КАМа, супервайзера и мерчандайзера.
По словам Руслана Карпова, подбирая кандидатов, работодатели хотят видеть чёткую оцифровку их достижений и впоследствии также привязывают доход к соответствующим KPI. Так, одним из важных критериев работы аккаунт-менеджера является доля возвратов. «В среднем по российскому пищевому производству этот показатель составляет 1,5%. Наихудшие значения лежат в пределах 4–5%, идеальные – 0,4–0,5%. Компания ставит перед собой конкретные цели и в зависимости от уровня их сложности ищет кандидата, готового взять на себя ответственность за их достижение. А гарантией со стороны специалиста становится его опыт: анализ продаж ассортимента, управление полевой командой, договорная работа с сетями», – поясняет эксперт.
На основании анализа 200 отраслевых вакансий и резюме на hh.ru, более 80 интервью с кандидатами и заказчиками КА Юнити.
Специалистам, оптимизирующим цепочку поставок в «пищёвке», платят в два раза больше. |