Компания «Натали-Турс» аннулировала все забронированные путевки своих клиентов. Глава компании Владимир Воробьев связывает это решение с влиянием негативной информации, из-за которой партнеры отключают компанию от обслуживания. Дальнейшие действия туроператора, в том числе компенсации уже оплаченных туров, будут обсуждаться на совещании в течение суток. Портал iz.ru разобрался, что привело к краху крупнейшего туристического агентства в России.
Что случилось?
Сообщение о приостановке продажи путевок появилось на официальном сайте компании в среду, 4 июля.
«В связи с неблагоприятным развитием ситуации на данный момент с принимающими партнерами, вынуждены проинформировать, что компания ООО Панорама Тур (юридическое лицо компании “Натали-Турс” — прим. iz.ru) не может гарантировать обеспечение выполнения обязательств по туристическим поездкам в настоящее время. Все заказы/услуги будут аннулированы на период с 4 июля 2018 года по 30 сентября 2018 года включительно. Операционная деятельность компании осуществляется в рабочем режиме. Туристы с выписанными авиабилетами на регулярных рейсах и оформленными визами смогут воспользоваться данными услугами по своему усмотрению в полном объеме», — говорится на сайте компании. Глава компании рассчитывает, что продажа путевок возобновится через несколько недель.
Клиенты старейшего российского туроператора «Натали-Турс», купившие путевки в Турцию, уже жалуются на отмену броней в отеле. Некоторым из них угрожают выселением. В Генконсульство России в Анталье уже начали поступать звонки от обманутых туристов.
«В генконсульство поступают звонки от наших туристов, которые обеспокоены ситуацией с «Натали-Турс», клиентами которой они являются. Есть и единичные обращения от наших граждан в связи с требованиями к ним со стороны турецких принимающих компаний оплатить проживание в отелях либо покинуть их. Данные обращения мы направляем в Ростуризм для принятия соответствующих мер по отношению к «Натали-Турс», — сказал РИА Новости сотрудник Генконсульства.
С аналогичными трудностями столкнулись туристы, прилетевшие на Кубу, в Испанию и ОАЭ.
«По приезде в отель мы нашли очень много таких же пострадавших от “Натали-Турс”, которые просто плакали, у них не было денег на то, чтобы перебронировать отель, куда-то пойти, а отель им просто отказал. Они уже сюда прилетели, не зная того, что “Натали-Турс” не проплатил их пребывание здесь», — рассказала РЕН Анастасия Воскресенская, оплатившая тур в Испанию.
С чего все началось?
О проблемах в «Натали-Турс» впервые заговорили после того, как компания приняла решение об отмене всех чартерных рейсов 29 июня. Агентства, сотрудничающие с компанией получили уведомления о приостановке рейсов в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталию и Ираклион.
Дочерняя компания «Панорама-Тур», принадлежащая группе компаний «Натали турс», заморозила вылеты по самым ходовым летним направлениям. Туроператор объяснил свое решение низкими финансовыми показателями и стремлением минимизировать нагрузку, чтобы не допустить дальнейших убытков для компании. В «Натали-Турс» пообещали, что туристы продолжат летать регулярными рейсами.
«Для того, чтобы не создавать дополнительных проблем, были приняты решения остановить чартерные программы в Испанию и отказаться от мест по ряду направлений. Соответствующая информация была оперативно доведена до рынка, что позволило избежать серьёзных осложнений в аэропортах вылета, прилёта и на курортах», — сообщил 2 июля на своей страничке в Facebook президент «Натали-Турс» Владимир Воробьёв.
Доля чартерных рейсов составляет около трети от всех путевок, предлагаемых компанией. Ежедневно из-за отмены чартеров около 400 туристов не смогли вылетать по купленным билетам. В «Натали-Турс» пообещали компенсировать туристам деньги за испорченный отдых.
Почему так произошло?
В компании «Натали-Турс» утверждают, что ситуация вышла из-под контроля из-за того, что партнеры туроператора за рубежом в массовом порядке начали останавливать сотрудничество. Компания World2Meet полностью прекратила сотрудничество с «Натали-Турс» из-за финансовых споров.
Впрочем, у контрагентов другая точка зрения: российская компания не оплатила крупную задолженность перед поставщиками. Общий размер долга уже составил около миллиона долларов, по словам источника «Коммерсантъ».
В турецкой компании Peninsula Tour, также сотрудничавшей с «Натали-Турс», рассказали РБК о долгах по оплате, которые до сих пор не погашены. Глава компании Фархет Чичек сообщил, что российская сторона попросила дать отсрочку по долгам, однако в турецкой компании не уверены, что способны предоставить столь внушительный объем кредитов.
Что происходит с туристическим рынком?
«Натали-Турс» — далеко не первая компания за месяц, столкнувшаяся с невозможностью исполнять обязательства перед туристами. Всего за месяц в самый разгар сезона о банкротстве объявили пять крупных игроков. Это создает на российском туристическом рынке тревожную тенденцию. За день до остановки продажи путевок в «Натали-Турс», прекратил работу еще один оператор — DSBW Tours, который без натяжки можно назвать одним из старейших в России. Глава компании Карен Гончаров пообещал, что компенсация туристам будет выплачена из страховки, которая составляет 100 млн рублей.
Петербургский оператор «Аврора БГ» вовсе отказался возвращать туристам деньги за оплаченные путевки после отмены чартерных программ. С похожей ситуацией столкнулись клиенты «Матрешка тур», объявившей о закрытии 22 июня. Клиенты требуют у страховой компании, с которой сотрудничала компания, около 5 млн рублей для покрытия компенсаций за невылет. Всего за неделю россияне подали 43 заявления с требованием о компенсации ущерба.
26 июня о закрытии объявила компания «Премиум Тревэл Групп». По информации турагентства, в результате закрытия около 20 человек остались без отдыха, но им обещали вернуть деньги. А вот компания Polar Tour, объявившая о закрытии 15 июня, не обещает никому ничего компенсировать. Компания по документам не входила в реестр Турпомощи, поэтому крупные операторы не обязаны расплачиваться за финансовые просчеты компании. В итоге бремя ответственности легло на самих туристов, которым пришлось дважды оплачивать поездку за границу.
Эксперты в туристической области склонны винить в сложившейся ситуации рост цен на отели, изменение валютных курсов и, как следствие, снижение глубины продаж.
Что делать туристам, уже оплатившим путевки в «Натали-Турс»?
В «Турпомощи» советуют клиентам «Натали-Турс» обращаться за компенсациями непосредственно к туроператору. Финансовые трудности не снимают с компании обязательств по выплатам. Тем более, «Натали-Турс» не объявляла о банкротстве или полном прекращении деятельности. По словам главы организации Александра Осауленко, группа компаний «Натали-Турс» имеет финансовые гарантии на 150 миллионов рублей. Персональная ответственность туроператора застрахована еще на 6 миллионов. Осауленко уверен, что этих денег будет достаточно для покрытия компенсаций.
Чем известна компания «Натали-Турс»?
«Натали-Турс» была образована в 1992 году и изначально специализировалась по Испании, а затем расширила географию поездок по всему миру. Компанию создали супруги Наталья и Владимир Воробьевы. До недавних пор компания предлагала путевки по большинству популярных направлений, делая упор на семейный отдых.
Центральный офис «Натали-Турс» расположен в Москве, компания также имеет представительства в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Казани, Новосибирске и Хабаровске. Всего продукты «Натали-Турс» представлены в 8 тысячах точках продаж.
Что привело к краху старейшего российского туроператора «Натали-Турс». |