В результате оживления экономической активности рынок труда в России оказался в условиях близких к дефициту. К такому выводу пришли специалисты Минэкономразвития РФ в своей «Картине экономики».
Они отмечают, что безработица в стране остается на исторически минимальных уровнях. Численность трудоспособных, но невостребованных в экономике граждан (с учетом коррекции на сезонность) за год снизилась более чем на 400 тыс. человек. И это – несмотря на продолжение снижения занятости в сельском хозяйстве из-за холодной погоды. В июне и мае безработица составляла 5,3%.
При этом зарплаты, по версии ведомства, стабильно растут. Так, в мае реальная заработная плата увеличилась на 2,8% в годовом выражении (номинальный рост - 7%), а в июне, по предварительным данным, рост ускорился до 2,9% (номинальный рост - 7,4%).
Всего за первое полугодие текущего года реальная заработная плата выросла на 2,7% в годовом выражении (номинальный рост за тот же период составил 7,2%) и служит одним из существенных факторов восстановления потребительской активности, полагают в МЭР.
Ранее Банк России также отмечал признаки дефицита кадров в отдельных сегментах. По мнению регулятора, это является одним из ограничений роста отечественной экономики.
Окрестности занятости
Если говорить об отдельных сегментах рынка труда, то на нем всегда, и в хорошие, и в плохие времена наблюдаются случаи, как нехватки рабочей силы, так и ее избытка, отмечают опрошенные «Ридусом» эксперты. Если же говорить об общей ситуации и смотреть на показатель безработицы, сейчас он действительно приближается к историческому минимуму, хотя пока и не достиг его.
Но в результате структурных изменений в экономике, мы не знаем, какой именно уровень безработицы сейчас является естественным и соответствует состоянию полной занятости. И поэтому не можем с уверенностью сказать, что российский рынок труда либо вышел на это состояние, либо находится в одном шаге от него.
«Я лично так бы говорить не стал. С высокой степенью вероятности вот этот самый естественный уровень безработицы в результате структурных изменений снижался. И если это так, то может оказаться, что даже сейчас российский рынок труда не находится в окрестностях точки полной занятости», - говорит заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников.
Предельный уровень
Как поясняет профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков, есть две противоположные точки зрения по поводу безработицы. Согласно первой, полного ее отсутствия быть не может, поскольку в условиях постоянных изменений профилей производства одни профессии становятся более востребованными, а другие менее. И те, кто не успел переквалифицироваться, попадают в число безработных. Часть экономистов считает, что такое положение вещей нормально и естественно.
Но есть мнение о том, что при должном, в том числе государственном, регулировании можно избежать даже этого небольшого уровня безработицы за счет своевременного переобучения работников. И таким образом свести данный показатель если не к нулю, то к очень низким числовым значениям.
Для каждой страны этот уровень индивидуален. В частности, в США приемлемым считается показатель 4-5%, он отождествляется с понятием полной занятости. Для России, где работники в целом имеют более высокий образовательный статус и более высокий уровень подготовки, естественный уровень безработицы должен быть ниже – около 2-3%.
Местный дефицит
Получается, что при безработице чуть выше 5% говорить о дефиците кадров на рынке труда в целом несколько преждевременно. Но в отдельных важных сегментах он действительно есть.
Россия испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих массовых профессий, а также управленцев. Причем, уже достаточно давно, лет 5-6. И пока что никаких признаков того, что этот дефицит будет каким-то образом удовлетворяться, не видно.
«Разговоры на эту тему начинаются, но нет реальных шагов по подготовке рабочих массовых профессий, я уж не говорю о профессиональных менеджерах. Пока наши управленцы проявляют большую некомпетентность. Такого рода кадры действительно нужны российской экономике», - замечает Щербаков.
А вот особого дефицита «белых воротничков» (тех специалистов, которые раньше назывались служащими), не наблюдается. Хватает и неквалифицированных кадров для массовых профессий, таких, как помощники, работники сферы ЖКХ и т.д.
Демография или наследие?
Сейчас принято связывать нехватку кадров с демографической ямой, в которую потихоньку сползает Россия. Безусловно, этот фактор влияет на рынок труда, но одинаково на все его сегменты, независимо от профессии и квалификации.
«Нехватка именно квалифицированных кадров – это результат того, что мы с 90-х годов недостаточно, с точки зрения государства, уделяли внимания их подготовке, в том числе, повышению престижа рабочих профессий», - уверен Щербаков.
В итоге были утеряны навыки, которые в СССР были достаточно хорошо развиты, и сегодня их необходимо восстанавливать. Имеется в виду профессионально-техническое обучение молодежи, а также обучение специалистов без отрыва от производства, то есть, по месту работы.
«Вот эти два направления были у нас достаточно хорошо продуманы, проработаны, но они не получили развития в новейшей экономической истории России, и поэтому мы имеем такой провал в области квалифицированных кадров», - резюмирует эксперт.
Дефицит настоящих профессионалов приведет к дальнейшей деградации и снижению конкурентоспособности российской экономики, а также невысокому уровню производительности труда. Это, в свою очередь, будет обуславливать низкий уровень реальной заработной платы. В итоге все сводится к недостатку материального обеспечения россиян, в том числе, и к бедности.
Вместо безработицы Россию ждет дефицит рабочих рук. |