Рассматриваем уровень зарплат в в сфере медицины и фармацевтики в 2016 году.
• Средняя зарплата на позиции Area Sales Manager в российской фармкомпании – около 175000 рублей
• Менеджеры по продукту в среднем получают около 180000 рублей
• За последний год зарплаты в большинстве фармкомпаний выросли на 5-20%
Специалисты по маркетингу и по продажам остаются самыми востребованными кандидатами на рынке труда в фармацевтической отрасли. Об этом свидетельствует новое исследование международной рекрутинговой компании Hays Life Sciences Salary Guide 2016.
Ключевые тренды с точки зрения работодателей
В последнее время стремительно растет и популярность специалистов по доступу препаратов на рынок (market access), специалистов и менеджеров по регистрации, а также региональных медицинских советников. Например, за 2015 год работодатели наняли на 40% больше региональных медицинских советников, чем за 2014.
Hays узнали, кто из кандидатов сейчас наиболее востребован среди работодателей, на какие бонусы они могут рассчитывать помимо зарплаты, а также как они относятся к этим бонусам и чего ждут от компаний. Кроме того, рекрутинговая компания выяснила средний размер оплаты труда в фармацевтической отрасли по разным регионам и на разных позициях. Выяснилось, что зарплаты в международных фармкомпаниях существенно выше, чем в российских.
Более половины работодателей (62%) в этом году не будут увеличивать штат сотрудников. Упор делается скорее на интенсивное, чем на экстенсивное развитие: работодатели предпочитают развивать существующих людей или искать им замену.
Зарплаты в фармацевтической отрасли растут. Последующие 12 месяцев как международные, так и российские фармацевтические компании намерены повысить заработную плату сотрудникам в диапазоне 5-10%.
Профессиональное образование и карьера
Многие работодатели сетуют на то, что на рынке не хватает квалифицированных кандидатов. Те, кто обладает должной квалификацией для достаточно высоких позиций в таких областях, как GR, market access или продажи, нарасхват. Этому не учат в вузе, и овладеть данной специальностью можно только на практике. Они придирчиво выбирают работу, имеют высокие зарплатные ожидания и могут выдвигать работодателю условия – либо с легкостью перейти на другое место с более выгодным компенсационным пакетом.
Респонденты отметили, что на улучшение данной ситуации может повлиять отток населения из крупных городов и пропорциональное его распределение в регионах, а также создание образовательной программы по востребованным направлениям деятельности фармацевтических компаний с интеграцией в индустрию через систему стажировок.
Ключевые тренды с точки зрения соискателей
Исследование выявило главные мотивирующие и демотивирующие факторы в работе специалистов отрасли при трудоустройстве. Интересно, что подавляющее большинство опрошенных (48%) меняют работу вовсе не из-за низкой зарплаты, а из-за отсутствия перспектив карьерного роста. Кроме того, сотрудникам остро не хватает work&life balance. 81% людей хочет работать по гибкому графику, почти треть (29%) - за сжатую рабочую неделю (4 дня с увеличенной продолжительностью рабочего времени). Работодатели идут им навстречу, однако их число пока не так велико.
В фармацевтической отрасли также в порядке вещей гораздо более обширный соцпакет, чем в других сферах. Оплата обедов, добровольное медицинское страхование или корпоративный автомобиль воспринимаются многими кандидатами как нечто само собой разумеющееся. Как констатировала одна из опрошенных экспертов, это необходимый минимум – мотивировать этим нельзя, а вот демотивировать отсутствием перечисленного очень легко.
Также исследование выявило, каких дополнительных бонусов жаждут соискатели, хотя работодатели редко стремятся их предоставить. В первую очередь это пенсионные планы (дополнительная сумма к пенсии выше указанной в законодательстве, выплачиваемая за счёт взносов работника и работодателя), оплата дополнительного образования, а также корпоративные детские сады.
Ольга Шамбер, директор практики Life Sciences компании Hays в России:
«Несмотря на кризис, фармацевтическая отрасль остается привлекательной, в том числе и для иностранных компаний. По мнению многих экспертов, к 2020 году она не только укрепит свои позиции, но и будет расти. Роль государства в фармацевтическом секторе очень велика, поэтому у российского производителя появляется все больше возможностей получить достаточно серьезную государственную поддержку и увеличить свою долю рынка. Если рассматривать фармацевтическую отрасль в разрезе представленности российских и иностранных компаний, то следует отметить, что сегодня доля отечественной продукции в каждом сегменте пока остается минимальной. Несколько крупных слияний и поглощений, которые произошли в течение двух последних лет, высвободили большое количество персонала, но, несмотря на это, кардинально ситуация на рынке труда не изменилась. Он по-прежнему остается кандидатским, где спрос превышает предложение. Это не может не оказывать влияние на ожидания кандидатов и уровень заработных плат в фармацевтическом секторе в целом».
Об исследовании
Hays Life Sciences Salary Guide 2016 — первый в России обзор рынка труда и заработных плат в сфере медицины и фармацевтики. Для того, чтобы определить основные тенденции рынка труда, специалисты Hays провели всесторонний анализ заработных плат в ряде основных направлений российских и международных фармацевтических компаний, опросили 1250 профессионалов и узнали мнение более 50 работодателей, представляющих фармацевтический бизнес. Респонденты работают в разных областях – клинические исследования, продажи, маркетинг, развитие бизнеса, производство и других.
Скачать полный отчет Life Sciences Salary Guide 2016 можно ЗДЕСЬ.
Обзор рынка труда и заработных плат в сфере медицины и фармацевтики 2016 (Hays). |