По данным экспертов КА Юнити, в период с 2014 по 2016 год число компаний, привлекающих зарубежных специалистов, сократилось с 30 до 5%. Рекрутеры отмечают, что сегодня спрос на экспатов сохранился только в наукоёмких технологиях. Основная причина потери интереса работодателей – высокая стоимость зарубежных соискателей и, как следствие, долгая окупаемость проектов с их участием. Всё чаще предпочтение отдаётся российским специалистам, поработавшим в иностранных компаниях.
Управление по вопросам миграции МВД России по итогам 2015 г. зафиксировало 30%-ный отток американских и западноевропейских специалистов. В этом году тенденция сохраняется. Но, как отмечает Рустам Барноходжаев, директор департамента по работе с ключевыми клиентами КА Юнити, экспаты остаются востребованными в отраслях, связанных с инновациями и высокотехнологичным оборудованием: телекоммуникациях, металлургии, химической промышленности, фармакологии и пр. «Оборудованию не важна национальность работника – только его квалификация. Так что, когда внутри страны никто не обладает нужными знаниями, компании вынуждены привлекать технических директоров, главных технологов и даже линейных специалистов из-за рубежа», – уточняет эксперт.
В качестве примера рекрутеры приводят заявку на поиск печатника для обойного производства. Основным требованием было наличие опыта работы на профильном немецком оборудовании конкретной модели и года выпуска. В Россию оно ранее не завозилось, и экспертизы по нему в стране не было. «Правда, заказчик пригласил экспата всего на полгода для настройки линии, отладки процессов и обучения персонала. Далее справляться с оборудованием предполагается самостоятельно, хотя в докризисное время иностранного эксперта оставили бы для дальнейшего контроля работы станка и подготовки новых сотрудников», – говорит Татьяна Маркина, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити. По подобному пути – с ограничением срока контракта с экспатами до минимально возможного – сегодня идёт большинство работодателей.
До дестабилизации экономики зарубежных специалистов приглашали в новые импортные производственные комплексы, сейчас же данное направление практически не актуально. Снизился и спрос на решение стратегических задач, таких как, например, вывод предприятия на новый уровень экономической организации производства. «Ещё два-три года назад динамично развивающиеся отрасли, например пищевая промышленность, готовы были делать ставку на свежее видение и европейский менталитет. Сейчас камнем преткновения становится существенная разница в цене зарубежных и российских специалистов, – говорит Георгий Самойлович, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити. – Например, на должность технического директора на молочное производство претендовали два кандидата – экспат и россиянин с опытом работы в иностранной компании. Первый запросил оклад в 600 000 руб., компенсацию аренды квартиры и расширенный соцпакет. Второй озвучил планку в 350 000 руб. Убедившись, что задачи и способы их решения «у них» и «у нас» практически идентичны, заказчик отдал предпочтение нашему специалисту».
Привлечение россиян становится для бизнеса внутри страны всё более доступным и привлекательным: из-за оттока капиталов иностранные производства закрываются, высвобождая квалифицированный персонал. Такие специалисты, в отличие от приглашённых экспатов, легче вписываются в корпоративную культуру, быстрее адаптируются и способны мягко проводить преобразования. Работодатели выигрывают не только в финансовом плане, но и за счёт снижения рисков, сопряжённых с привлечением иностранца. В частности, на hh.ru было опубликовано резюме логиста, где в качестве причины увольнения кандидат указал принципиальную разницу во взглядах с руководителем-экспатом. А по данным сайта e-xecutive.ru, в 90 из 100 случаев менеджер-экспат предпочтёт взять на работу не более опытного и профессионального кандидата, а того, кто лучше знает родной язык руководителя.
Рис. 1. Наиболее частые риски, связанные с приёмом на работу экспата
Интересно, что высоко ценит локальных сотрудников, поработавших на иностранные компании, не только российский бизнес, но и инвесторы из дружественных стран. Так, по статистике hh.ru, многие китайские компании, запускающие производство в России, не везут своих экспертов и не приглашают европейских, отдавая предпочтение местным специалистам.
Российский бизнес прибегает к услугам иностранных сотрудников в 6 раз реже, чем 2 года назад. |