Лингвист Екатерина Матвеева владеет восемью языками, а в общем понимает около 20. Публикуем отрывок из ее книги «Полиглот по собственному желанию» про самый сложный, первый этап постижения нового языка, когда нужно выработать забытую привычку учиться регулярно.
Постановка целей
В 2010 году я загорелась изучением итальянского языка. Он нравился мне еще с детства — со старых фильмов Челентано. В тот момент я изучала английский и испанский в университете. Английский нам преподавали методом кнута и зубрежки: не вызубрил текст — получил двойку. Чтобы избежать наказания, мы дружно зубрили, при этом не усваивая ничего, и тихо все больше его ненавидели. Целью изучения был разве что диплом. С испанским дела обстояли легче, но медленнее. Летом 2010-го, после нескольких месяцев изучения испанского, я уехала в Саламанку на курсы повышения уровня владения. На вступительных я получила B1.2–B2.1 за свою болтливость, хотя я не знала большей части грамматики.
Конкуренция и желание произвести впечатление очень хороши для учебного процесса
Передо мной встал вопрос выбора: уходить в группу ниже уровнем для изучения всей грамматики или же оставаться в этой группе и изучать в 2,5 раза больше самостоятельно. Я решила принять вызов и погрузиться в изучение сложной грамматики в первые две недели. Когда учитель говорил: «Давайте повторим данное время», я слышала о нем впервые и учила в тот же вечер. Таким образом, когда я вернулась в университет, оказалось, что я прошла учебную программу до финального курса.
Эта история доказала мне, что грамматика — не самое важное в изучении языка. Все должно начинаться с цели. Моей целью сначала было читать на испанском любимые книги, потом петь песни, а потом поехать в Испанию и общаться. Затем уже была грамматика и все остальное. Как раз после этого я задумалась об итальянском и весной 2011-го поставила цель заговорить на нем: поехать в Италию и попробовать повторить опыт с испанским. В общей сложности получилось около 16 недель (при этом минус две недели перед экзаменом по испанскому в июне). Чем был важен этот эксперимент? У меня была крайняя цель — заговорить на итальянском к поездке в Италию. Весь процесс делился на этапы, которые разбивались на недели и темы, то есть у меня сложилась дорожная карта действий.
Итак, вы должны получать позитивные эмоции от мысли, что достигли поставленной цели. Если вы поставите перед собой задачу «разговаривать на языке», то это не будет вдохновлять в трудные моменты обучения. Нужно привязать свою цель к своим интересам. Когда цель будет ясна, подумайте, сколько времени понадобится на ее достижение. Например, напишите, что бы вы хотели уметь делать на данном языке через год. А затем подумайте, что нужно сделать, чтобы достичь хотя бы части этого уже через месяц. После решите, чего вы сможете достичь уже через 24 часа. Когда вы придете к ответу на последний вопрос, вы поймете, что из этого вы сможете делать ежедневно. Таким образом вы создадите для себя новые ритуалы, которые помогут достичь выполнения цели.
Ставка на собственные интересы
Усидчивость и работу памяти повышает интерес. Если вы сможете совместить свои интересы с изучением языка, то в несколько раз повысите свою продуктивность. Подумайте, о чем вы готовы разговаривать до рассвета, спорить с оппонентами, читать, смотреть кино. Это может быть хобби, спорт, наука… Вы должны найти это, и тогда вы никогда не потеряете интерес, так как сможете узнавать что-то новое о своей сфере интересов на другом языке, а затем и обсуждать это с иностранными коллегами или друзьями. Вам нужно составить список или карту интересов, которые лягут в основу плана самостоятельного обучения.
К примеру, одна из моих студенток обожает «Звездные войны». Мы сосредоточили весь ее учебный процесс вокруг вселенной фильма и фантастики. Так ее восторг от кино распространился и на язык, поскольку теперь она смотрит, читает, слушает и обсуждает то, что любит, на иностранном языке. Помимо ставки на собственные интересы, вам стоит подумать и о том, как вы больше всего любите учиться. Например, мои студенты-бизнесмены любят заниматься в дороге, по пути на встречу или во время перелетов. Они слушают подкасты, делают упражнения на телефоне или планшете, смотрят видео или общаются в чатах. А вы, возможно, любите читать на работе или на парах, изучать статьи в журналах или смотреть сериалы и ток-шоу. У каждого свой стиль. Вам стоит прислушаться к себе и обратить внимание на то, в какое время дня вы лучше воспринимаете информацию: утром или вечером, перед едой или после. Главное, чтобы вы получали позитивные эмоции от учебы: тогда вам будет намного легче и интереснее изучать язык и вы не будете сомневаться в себе.
Самомотивация
Сколько раз вы начинали бесплатный онлайн-курс с важной, но нудной информацией и забрасывали его на второй неделе? По статистике, 54% студентов в мире уже на четвертой неделе бросают языковое обучение, потратив при этом немалые деньги на курсы или репетиторов. Так в чем проблема? Почему люди бросают заниматься, даже если им это нужно? Мотивация приходит с вдохновением. Но и вдохновение не присутствует рядом 24/7. Как поймать музу за хвост и не отпускать ее? Приведу пример из жизни. Когда я изучала итальянский (или позже подтягивала французский и учила китайский), бывали такие дни, когда я уставала, был вал работы, я болела или же просто было плохое настроение и ничего не хотелось. Что все равно подталкивало меня заниматься? То, что я не занималась. Вернее, я не посвящала те дни нудной грамматике или сложному вокабуляру, а просто подбирала видео или тексты из любимых фильмов или книг на данных языках. Таким способом я повышала себе настроение и практиковала уже усвоенные знания.
Тут важно принять, что, если вы не понимаете половины того, что говорится, это не так важно. Уже здорово, что вы понимаете что-то! Вам просто нужно свыкнуться с частичным непониманием и психологически привыкнуть к иной речи и поведению. Не критикуйте себя за непонимание и не расстраивайтесь! Моим маленьким прорывом в китайском был момент, когда за две недели до первой поездки в Китай на чемпионат мира по памяти я проходила по коридорам UCLмимо пары из Китая. Они разглядывали студенческую выставку. Когда девушка сказала что-то и закончила словами: «Мне так это нравится», а парень ответил: «Мне тоже. Это очень красиво», это был восторг, ведь я впервые что-то различила на слух! А однажды я была в IKEA, и рядом немецкая семья выбирала шторы. Мать семейства металась между оттенками бежевых штор, причитая: «Я надеюсь, что этот оттенок подойдет к нашему новому ковру и нашей мебели. А что, если деревянная мебель со временем потемнеет?» Это тоже прорыв на новый уровень. Хвалите себя и отмечайте свои маленькие победы.
Череда маленьких побед приведет вас к грандиозному успеху. Как и во всем, в изучении языка необходимо упорство и терпение. Как я уже говорила, ваша цель должна поддерживать вас в трудные минуты обучения. Это должно быть яркое событие или процесс, в котором знание языка будет просто незаменимо. Возьмите Марка Цукерберга, который дошел до такого уровня в китайском, что способен выдерживать часовые пресс-конференции и шутить. А ведь он управляет многомиллионной корпорацией. И у него-то точно нет времени. Но у него была и есть четкая цель в изучении этого языка.
Внимание, внимание
Вам известно, что если вы не можете сосредоточиться, то и не понимаете материал или поставленную перед вами задачу. Тогда вы начинаете нервничать, наступает состояние стресса, и вы забрасываете дело, если это возможно. Вам нужно понять состояние увлеченности. Оно сродни влюбленности, когда внимание сосредоточено на конкретном объекте. Как этого достичь? Хорошо, если при изучении языка вы найдете себе соратников «по несчастью»: тогда вы сможете не только практиковать язык с ними, но и лучше концентрироваться, ведь в вас взыграет чувство конкуренции или желание произвести впечатление. В целом, эго и желание поразить очень хороши для учебного процесса. Они действительно помогают поддерживать дисциплину. Например, один из моих студентов, очень занятой бизнесмен, решил впечатлить свою жену, выучив иностранный язык с нуля. Она над ним посмеивалась, подтрунивала. А он, хоть ему было отнюдь не просто, занимался, даже когда в офисе была рабочая суета. Через несколько недель у него случился прорыв, и он еще сильнее поверил в себя, чем ускорил темп обучения.
Как я уже говорила, интерес и положительные эмоции способствуют повышению концентрации. Но это еще не все. Творческий подход также способствует фокусировке внимания и развитию памяти. Если вы станете записывать новые слова, например, в нестандартном порядке, то уже заметите изменение в восприятии и запоминании. Вы откроете для себя новое развлечение, если попробуете посочинять истории или стихотворения на изучаемом языке из словарного запаса, который вы уже накопили.
Формирование привычки
Чтобы начать или бросить делать что-то, необходима воля. Но воля также не будет с вами всегда. В первые три недели необходимо создать ряд ритуалов, которые впоследствии станут неотъемлемой частью вашего дня. К примеру, когда я решила подтягивать французский и изучать китайский, я была завалена работой по переводам и преподаванию, мне нужно было управлять командой и готовиться к чемпионату по памяти. Но я четко поставила себе задачу — находить по 90 минут на практику этих языков. Пусть это не много, но в то время я и так спала по пять часов в сутки.
У меня на столе висели небольшие записки, а в телефоне стояли напоминания. Я поменяла языки в моих гаджетах, соцсетях и приложениях. Стала общаться со своими коллегами на данных языках. Когда я была безумно уставшей, я могла слушать песни и смотреть тексты к ним. Я ввела языки себе в привычку. Это было лишь начало. Затем я добавила в список ежедневных дел изучение нескольких иероглифов, а для французского — аудиокниги на время, пока я работала с бумагами. Когда вы начинаете что-то делать впервые, вам необходимо психологически приспособиться, чтобы исключить состояние стресса, так как он несет с собой негативные эмоции и демотивацию, с которыми вам будет непросто справиться в начале изучения языка.
Не останавливайся: как не бросить изучение языка спустя неделю после начала. |