Сложная русская языка.Согласно данным ФМС, до 80% мигрантов не могут сдать экзамен по русскому языку с первого раза. Прохождение этого теста с 2015 года стало обязательным условием для того, чтобы приезжие могли получить патент на работу. Корреспондент «Газеты.Ru» отправился в Единый миграционный центр в Подмосковье чтобы посмотреть, насколько сложны тесты для мигрантов, есть ли там очереди и как организована его работа.В специализированных центрах для мигрантов приезжие могут пройти все, что необходимо для получения документа, разрешающего работу: сдать медицинские анализы, выполнить тест по русскому языку, истории и основам правоведения, а также оформить иные документы. В Московском регионе таких учреждений два — непосредственно в столице и в Подмосковье. Московский центр еще пока не достроен, хотя из-за большого числа приезжих власти уже запустили его в работу, а вот областной функционирует уже второй год. Для чистоты эксперимента «Газета.Ru» решила посетить подмосковное учреждение, которое находится в Красногорском районе, на 69-м километре МКАД.
Вместо огромной очереди на входе я увидел чуть более десятка мигрантов, которые курили и бурно обсуждали недостатки единого центра.
«Я собрал все документы, но не успел их сдать в течение месяца. По закону в таких случаях надо или штраф платить, или новую миграционную карту получать, то есть выезжать за пределы России и снова въезжать. Короче, я “попал” на неплохие деньги — 10 тыс рублей», — сокрушается молдаванин Юрий. По его словам, таких как он, множество, и штрафы у этих людей принимают в специальном окне.
«Очереди тут бывают огромные. Ты просто попал так удачно: какая-то делегация международная приехала. Поэтому сейчас сотрудники центра все делают, чтобы очереди не было видно», — добавил мой собеседник. «А я — представитель работодателя, приехал подавать документы о том, что у нас мигранты работают. Так вот мой талончик — я 109-й только! Все эти очереди… такое ощущение, кто-то нарочно придумал, чтобы люди искали лазейки для их обхода, а значит — коррупционные схемы создавали», — сокрушается Сергей, сотрудник торговой фирмы. Однако на вопрос, предлагал ли ему кто-то за мзду пройти очередь быстрее, он ответил отрицательно.
«У нас в компании есть специальная штатная единица — человек, который оформляет приезжих на работу и решает юридические вопросы с ними. Это ненормально. А что касается взяток — нет. Никто не вымогал их у нас, и сами мы тоже не предлагаем», — заявил Сергей. Наслушавшись подобных историй, корреспондент «Газеты.Ru» решил убедиться, все ли так плохо на самом деле и вошел. Внутри центра любому клиенту сразу предлагается подойти к администратору, который смотрит, каких документов не хватает приезжему для патента и что нужно, чтобы их оформить. После этого он выдает талончик в электронную очередь на ту или иную услугу — в зависимости от того, что требуется обратившемуся. Со стороны это напоминает отделение Сбербанка России, в которое пришло большое количество людей платить за квартиру. Единственное — всех посетителей здесь просят одеть бахилы. При этом в Центре очень чисто, и присутствуют несколько консультантов, которые помогают посетителям советами, если у тех возникли проблемы.
Среди мигрантов подавляющее большинство — гости из стран Средней Азии, впрочем, двое или трое приезжих с Украины тоже попались.
«Очереди у нас, действительно, бывают. Они возникают в период пика спроса на иностранную рабочую силу. Это начало строительных и посевных работ. Вот с апреля как раз начинается период активности желающих получить патент на работу. Наш центр может принять от двух до пяти тысяч клиентов ежедневно. Причем мы работаем и в выходные. Более того, у нас есть специальная система поощрения сотрудников, которые принимают максимальное число посетителей в день. В общем, делаем, что можем», — рассказывает симпатичная сотрудница центра по имени Евгения. Вместе с ней мы проходим в другой блок — туда, где гости их ближнего зарубежья сдают русский язык и другие экзамены. Стоимость прохождения теста здесь составляет 4900 рублей, еще в 3300 приезжему обходится медкомиссия.
Классов для прохождения теста в центре оборудовано несколько, каждый из них рассчитан примерно на 25 человек.
Экзаменующихся так и запускают туда — партиями. Следующая группа сдающих экзамен под присмотром администратора ждет своего часа.
Процесс организован достаточно четко — никакой толкотни, ругани или путаницы я не заметил. Основная часть теста выполняется на компьютере, однако перед этим мигранту все же нужно заполнить анкету с личными данными от руки. На стенах классов — портреты русских писателей, полководцев и государственных деятелей.
«Взяли листочки, потом ручки. Пишем сначала фамилию, имя и отчество. А затем — сколько вам полных лет. Не год рождения, а сколько лет. Затем — род занятий», — объясняет преподаватель, как правильно оформлять анкету. Несмотря на ее слова, вопросы у экзаменующихся все равно возникают, как впрочем, и ошибки. Тогда учитель дает новый бланк и также ровным голосом объясняет, что надо исправить. Сам тест по русскому состоит из нескольких этапов. Есть устная часть, когда соискателю патента надо назвать то, что он видит на картинке. Есть письменная часть, там нужно ответить на вопросы. Весь процесс сдачи проводится на компьютере, сданной работа считается, если соискатель набрал 50 баллов из 100 возможных. После этого его ждет тест на историю и правоведение, хотя названия эти условные.
Вопросы там весьма простые, например «Кто является президентом России? Какой город — столица России? Какой документ является основным удостоверением личности?».
На каждый вопрос сдающему на выбор предлагают несколько вариантов ответа. «В этом экзамене учитываются все баллы. Например, если сдающий набрал 60, а не 50 баллов по русскому, то ему эти 10 засчитают при прохождении остальных частей теста. Ему надо набрать 100 баллов всего», — рассказывает администратор экзаменационного зала Валентина Федоровна. «Сложнее всего им дается устная часть теста по русскому. Работодатели иногда приходят и пытаются нам доказать, что их работники нормально владеют языком, Мол, я с ним общаюсь каждый день без проблем. Но когда доходит до теста, у них включается страх сделать ошибку, отсюда и сложности», — отмечает моя спутница Евгения.
По ее словам, практика показывает, что если устную часть соискатель сдал, то, как правило, он успешно выполняет и остальную часть экзамена. «А вообще более двух третей обратившихся за патентом в наш центр в конечном итоге экзамен сдают», — резюмирует она.
«Если наш гость не сдает экзамен с первого раза, он может повторить попытку хоть на следующий день. Количество попыток никак не регламентировано. Он ограничен только сроком пребывания в стране»,
— прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию со сдачей тестирования директор центра Валерий Новиков. Вообще же оснований для отказа в выдаче патента несколько. Это неправильно оформленное заявление о его выдаче (что, впрочем, легко исправить), нарушение сроков пребывания в России, а также наличие инфекционных заболеваний.
«Есть еще также так называемый “красный список” ФМС, это люди, совершившие административные правонарушения или имеющие судимость. Это тоже основания для отказа в выдаче заветного для мигрантов документа», — объясняет Евгения А тем временем прямо на моих глазах таджик Расул получил патент и довольный направился к выходу из Центра.
«Я этот документ и раньше получал, еще до того, как эту систему сделали. Раньше были свои плюсы — не надо было столько денег платить. А сейчас дороговато получается. Да и ехать сюда неудобно — я в Ногинске работаю. С другой стороны, тут хорошо тем, что тебе все подсказывают и объясняют», — оценил работу центра новоиспеченный строитель. Хорошо отзываются о его работе и международные эксперты. «Процесс подачи документов, на мой взгляд, организован безупречно. Мне есть с чем сравнить — я видел подобные центры в Берлине, Мюнхене и Нюрнберге, а также посещал подобное учреждение в Петербурге. На мой взгляд, лучший этот, на втором месте — питерский. В Германии мне они меньше понравились, там организация работы похуже», — заявил в беседе с «Газетой.Ru» директор московского бюро Международной организации миграции Златко Жигич.
«Все международные стандарты, предъявляемые к подобным учреждениям, здесь соблюдаются, я никаких нарушений не увидел», — отметил, в свою очередь, представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Москве Баиса Вак-Войя.
А вот российские правозащитники усмотрели в работе подмосковного центра определенные недостатки.
«Мы посетили два миграционных центра — здесь и в поселке Сахарово, который обслуживает Москву. Недостатки есть и там и там. Общей проблемой я бы назвал отсутствие нормального взаимодействия с ФНС.
Дело в том, что если иностранец получает патент и там не прописан его ИНН, он становится финансовым призраком, а по моим данным ИНН не имеют до 40% мигрантов, — сказал Председатель Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов.
Он подчеркнул, что эта проблема требует серьезного внимания, поскольку если ее не решить, то срочности возникнут и у бюджета, куда мигрант должен платить налоги, и у самих трудовых мигрантов.
«Что же касается требования сдавать русский язык — я считаю его вполне нормальным. В разумных пределах, конечно — ведь, чтобы таскать кирпичи на стройке не обязательно прочитать «Войну и мир», — добавил омбудсмен.
Недостатки в работе центра признал в беседе с «Газетой.Ru» и глава ФМС РФ Константин Ромодановский.
«Говорить, что сейчас все хорошо — нельзя, мы находимся только в начале пути. Какого-то эффекта мы добьемся не ранее, чем через год, или полтора. Внедрение любого нововведения требует времени, он этого никуда не уйдешь. Конечно, хотелось бы все и сразу, но как опытный чиновник скажу вам, так не бывает, нужно шаг за шагом анализировать ошибки, которые возникают, исправлять их, и тогда мы добьемся приемлемого результата», — сказал он.
При этом руководитель миграционной службы уверен: создание подобных центров позволит в недалеком будущем серьезно сократить число нелегальных мигрантов.
«Эти центры — не панацея, конечно. Мигранты, прибывающие в мегаполисы, получают возможность достаточно быстро и в одном месте сдать все документы для получения права на работу. Когда приезжие это поймут до конца, а система работы центров будет доработана — ситуация с нелегальной миграцией значительно изменится в лучшую сторону», — уверен Ромодановский. По его словам, в недалеком будущем Единые Центры могут появиться на Дальнем Востоке, в Краснодаре и Красноярске. Кроме того, открытие еще одного подобного учреждение ожидается в Вологде. «Потребность в этих центрах каждый регион определяет самостоятельно. Где мигрантов немного — они вряд ли нужны. Но необходимости их появления в Москве, Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области очевидна», — отметил глава ФМС.
Автор: Владимир Ващенко.
Сложная русская языка. Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→ |
|