Итоговая справка о работе реабилитационных учреждений с образовательным компонентом в системе Департамента социальной защиты населения города Москвы за 2013-2014 учебный год.В государственную систему социальной защиты населения города Москвы в период с 2012 года из системы образования города Москвы переданы 9 образовательных организаций (коррекционные школы, санаторные лесные школы, школы-интернаты для слепых детей, с заболеваниями сердца, системы кровообращения, эндокринной системы, детский церебральный паралич, психоневрологическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями), в которых обучается 1315 человек.С переходом образовательных организаций в систему социальной защиты населения города Москвы появилась возможность создания единого реабилитационно-образовательного пространства для лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Комплексный реабилитационно-образовательный процесс предполагает организацию в учреждении оптимальных условий реабилитации с сохранением образовательного компонента для каждого гражданина с особыми потребностями от 3 до 45 лет.
Наряду с реабилитационными услугами дети с ограничениями жизнедеятельности получают образование по программам дошкольного (86 чел.), начального общего (377 чел.), основного общего (528 чел.), среднего общего образования (129 чел.) и программам профессионального общего образования (195 чел.).
Все учреждения имеют лицензию на организацию образовательной деятельности и государственную аккредитацию на реализацию образовательных программ.
Обучение в реабилитационных учреждениях с образовательным компонентом для учащихся организуется с учетом заключения врачебной комиссии и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии Департамента образования города Москвы. Комиссия по комплектованию Департамента социальной защиты населения города Москвы дает путевку ребенку для получения социальных и образовательных услуг в учреждении в соответствии с нозологией. Время нахождения в учреждении для каждого ребенка может быть индивидуальным и зависит от разработанной программы реабилитации.
В 2014 году выпускники 9-х (10-х) классов в количестве 49 человек успешно проходят государственную итоговую аттестацию. Выпускники 12-х классов 16 детей-инвалидов также успешно участвуют в государственной итоговой аттестации.
Выпускники общеобразовательной школы – интерната №1 для слепых детей претендуют на золотую (один) и серебряные (три) медали «За особые успехи в учении». Учащиеся выбирают для сдачи много предметов по выбору: литературу, иностранный язык, биология, химия, физика, история, обществознание.
В соответствии с профильностью учреждений штат комплектуется необходимым персоналом и специалистами.
В течение учебного года для сотрудников учреждений проведены семинары, круглые столы, конференции для обмена опытом по вопросам реабилитации, обучения и воспитания детей - инвалидов и людей с ограничениями жизнедеятельности.
Обучающиеся вышеназванных учреждений в течение учебного года с удовольствием принимали участие в праздничных мероприятиях, организованных Департаментом социальной защиты населения города Москвы.
В летний период в двух учреждениях организована летняя реабилитационно-оздоровительная кампания для детей-инвалидов и детей с заболеваниями по профилю учреждения.
В санаторной школе-интернате №4 (Московская область, Раменский район, п.Быково) организован отдых для детей с кардиологическими заболеваниями с 31 мая по 22 июня.
В санаторно-лесной школе №7 (Московская область, Истринский район, по. Гидроузла им.Куйбышева) организован отдых для детей, в том числе детей-инвалидов, с опорно-двигательными нарушениями, детским церебральным параличем с 1 по 24июня.
Учитывая востребованность социальных и образовательных услуг в комплексе для детей с ограничениями жизнедеятельности, Департамент социальной защиты населения города Москвы продолжает искать новые возможности и формы обеспечения потребностей населения.
В комплексных реабилитационно-образовательных Центрах дети с особыми возможностями здоровья и их законные представители (родители и лица их заменяющие) имеют возможность выстроить траекторию развития ребенка от дошкольного возраста до приобретения трудовых навыков или даже получения профессии, что позволяет избежать психологических стрессов в процессе обучения.
Также в систему Департамента социальной защиты населения города Москвы передан колледж по подготовке социальных работников №16, в котором обучаются 586 учащихся.
В Колледже можно получить специальности «Право и организация социального обеспечения», «Социальная работа». Организован и открыт целевой набор по специальности «Организация сурдокоммуникации». На обучение принимаются лица, окончившие 9 и 11 классов. Возможны очная и заочная формы обучения.
Справка по организации и проведению круглых столов27 февраля 2014 года на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната №1 для слепых детей Департамента социальной защиты населения города Москвы был организован круглый стол по теме: «Реализация принципов непрерывности и преемственности в образовании и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях обучения».
Участники круглого стола поделились опытом, наработанным в учреждениях по вопросам сохранения преемственности на разных уровнях обучения детей с ограниченными возможностями, личностно-ориентированной модели системы подготовки к школе и обучения в начальной школе, комплексному сопровождению детей-инвалидов в непрерывном образовании в системе ФГОС. Обсудили вопросы преемственности школьного и профессионального образования как обязательном условии в профессиональной реабилитации подростков с комплексными нарушениями в развитии.
Колледж по подготовке социальных работников №16 системы Департамента социальной защиты населения города Москвы представил работу экспериментальной площадки по созданию социально-адаптивной среды как целостного процесса профессионального образования, общения, продуктивной деятельности для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Реализация принципа преемственности при обучении в сочетании с реабилитацией на всех уровнях обучения в школе-интернате №1 для слепых детей была представлена мастер-классами. Завершился круглый стол интересным представлением обучающихся школы-интерната №1.
26 марта 2014 года Комплексный реабилитационно-образовательный центр на базе основного здания по адресу ул. Федосьино, д.20 принимал гостей и участников круглого стола по теме: «Здоровьесберегающие технологии. Определение эффективности качества предоставления услуг в области здоровьесбережения».
Согласно показателям современной статистики: на протяжении последних десятилетий наблюдается тенденция увеличения заболеваемости детей и подростков это связано с постоянной интенсификацией образовательного процесса, увеличением объема учебного материала.
Наблюдается увеличение распространенности именно школьно-обусловленных функциональных отклонений и хронических заболеваний. Становится понятно, что вопрос здоровьесбережения приобретает особую актуальность особенно при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ограничениями жизнедеятельности важным условием в организации учебной деятельности является обеспечение принципа здоровьесбережения. При организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Интересный опыт системы физкультурно-оздоровительной работы и внеклассной работы учителей и воспитателей с детьми, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, комплексного реабилитационно-образовательного центра представили специалисты филиала «Раменки».
Методист по адаптивной физкультуре школы-интерната №1 Береговой Н.Н. поделился опытом работы по адаптивной физкультуре со слепыми детьми, которая и является инструментом реабилитационно-образовательного процесса.
Педагог-психолог санаторной школы-интерната №32 Шилина Е.И. представила опыт формирования адаптивной среды для детей с ограничениями жизнедеятельности на уроках через использование здоровьесберегающих технологий.
Специалистами комплексного реабилитационно-образовательного центра и санаторной школы-интерната №4 были представлены методы функциональной диагностики, используемые для определения эффективности качества предоставления услуг(БОС и ИСУД).
В практической части участники круглого стола смогли посетить интересующие их мастер-классы.
В рамках празднования великого праздника День победы, 29 апреля Колледж по подготовке социальных работников пригласил коллег для участия в круглом столе по теме: «Роль воспитания в реабилитационно-образовательном учреждении. Военно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений деятельности в образовательном процессе».
Существуют разнообразные подходы к организации реабилитационно- образовательного процесса педагогическими средствами. Одной из составляющих такой организации процесса является воспитание, пробуждающее в подростке ценностное отношение к миру и самому себе.
Для участия в круглом столе были приглашены студенты колледжа по подготовке социальных работников №16. Они имели возможность познакомиться с положительным опытом работы и возникающими проблемами в реабилитационно-образовательных учреждениях для детей с ограничениями жизнедеятельности.
В колледже организована работа в рамках программы социального проекта «Волонтерский социальный корпус студенческой молодежи Москвы (ВСКСМ)».
Роль воспитательной работы в формировании зрелой личности, адаптированной к жизни в социуме очень важна для детей с ограничениями здоровья по разным нозологиям: потеря зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, ментальные нарушения. В учреждениях, где созданы специальные условия с учетом особенностей и потребностей детей, при непосредственном сопровождении обученных специалистов применяются различные методики воспитания. Взаимодействие педагога с ребёнком может быть успешным, если исходить не с позиции характеризующих его трудностей, отклоняющихся от нормы особенностей развития, а опираться на положительное в нём.
При этом важно ставить такие перспективные цели, движение к которым создавало бы посильное эмоциональное и волевое напряжение. И тогда компенсация дефекта становится второстепенным по отношению к процессу педагогической реабилитации. Педагогическая реабилитация может обеспечивать комплексный характер восстановления психофизического и духовного здоровья воспитанника на основе межпрофессиональной кооперации педагогов, психологов, медицинских и социальных работников.
Был представлен опыт работы воспитательной системы в учреждении профессионального обучения молодых инвалидов с ментальными нарушениями.
В ходе выступлений всех участников круглого стола обсуждался вопрос повышения роли военно-патриотического воспитания в реабилитационно-образовательных учреждениях.
Специалистами санаторно-лесной школы №7 был представлен фильм, созданный в студии школы, о системе работы по патриотическому воспитанию учащихся в условиях реабилитационно-образовательного учреждения.
Участники военно-патриотического клуба «Защитник Отечества», который создан на базе колледжа, продемонстрировали свои умения и навыки. ФОТО
Информация по комплектованию РОУВ государственную системе социальной защиты населения города Москвы функционируют 7 образовательных организаций (санаторно- лесные школы, школы-интернаты: для слепых детей, с заболеваниями сердца, системы кровообращения, эндокринной системы, детский церебральный паралич, психоневрологическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями).
С переходом образовательных организаций в систему социальной защиты населения города Москвы появилась возможность создания единого реабилитационно-образовательного пространства для лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Комплексный реабилитационно-образовательный процесс предполагает организацию в учреждении оптимальных условий реабилитации с сохранением образовательного компонента для каждого гражданина с особыми потребностями от 3 до 45 лет.
Наряду с реабилитационными услугами дети с ограничениями жизнедеятельности получают образование по программам дошкольного (от 3 до 7 лет), начального общего, основного общего, среднего общего образования, программам профессионального общего образования, а также программам дополнительного образования.
Все учреждения имеют лицензию на организацию образовательной деятельности и государственную аккредитацию на реализацию образовательных программ. По окончании выпускных классов учащиеся получают документ установленного образца.
В соответствии с профильностью учреждений штат комплектуется необходимым персоналом и специалистами.
Обучение в реабилитационных учреждениях с образовательным компонентом для учащихся организуется с учетом заключения врачебной комиссии и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии Департамента образования города Москвы. Комиссия по комплектованию Департамента дает путевку ребенку для получения социальных и образовательных услуг в учреждении в соответствии с нозологией. Время нахождения в учреждении ребенка может быть индивидуальным, зависит от разработанной программы реабилитации.
Комплектование и работа реабилитационно-образовательных учреждений организуется в соответствии с приказом Департамента от 11.03.2014 г. №114 «О совершенствовании порядка работы реабилитационно-образовательных учреждений».
Для обучения ребенка в реабилитационно-образовательном учреждении Департамента родителям (законным представителям) необходимо обратиться непосредственно в учреждение с полным пакетом документов, подтверждающим необходимость обучения в учреждении со специальными условиями или в окружное управление социальной защиты населения по месту жительства. Курсы реабилитации формируются по учебным четвертям.
В комплексных реабилитационно-образовательных центрах дети с особыми возможностями здоровья и их законные представители (родители и лица их заменяющие) имеют возможность выстроить траекторию развития ребенка от дошкольного возраста до приобретения трудовых навыков или даже получения профессии, что позволяет избежать психологических стрессов в процессе обучения.
Контактный телефон:
8(495)625-78-13
Итоговая справка о работе реабилитационных учреждений с образовательным компонентом в системе Департамента социальной защиты населения города Москвы за 2013-2014 учебный год. Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→ |
|