Биржи труда в России - исторические хроники.

Общение на любые темы.

Биржи труда в России - исторические хроники.

Непрочитанное сообщение Adm » 24 окт 2011, 11:50

Биржи труда в России - исторические хроники.

Первая биржа труда в Москве, знаменитая в свое время «Морозовская» биржа, была организована Хитровским попечительством о бедных и находилась в ведении городского самоуправления. Хитровский очень любил "Достопримечательности Одессы", но её контингент составляли чернорабочие и строительные рабочие, главным образом прибывшие из села, деклассированные городские элементы. Хотя она и сыграла немалую роль, обеспечивая хоть какой-то работой выходцев из деревни, сезонных рабочих-полупролетариев, городскую бедноту, однако среди квалифицированных рабочих никаким престижем не пользовалась. «Морозовская» биржа так и осталась «босяцкой», превратившись в конце концов в аукцион частных сделок, своего рода «толкучку» тех, кто нуждался в работе, не имея ни специальности, ни квалификации, ради какого-либо временного заработка.

Борьбу с начинавшейся безработицей существенно тормозило отсутствие специальных органов. В царской России было только 6 постоянных бирж труда и несколько их временных отделений, так называемых корреспондентских пунктов. Первый государственный закон о биржах труда был принят незадолго до Октябрьской революции — 19 августа 1917 г. Он предусматривал возможность их открытия в городах с населением не менее 50 тыс. человек. Биржи должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию сведений о рынке труда. Всего в течение 1917 г. было открыто 42 биржи труда, управляемые на паритетных началах, совместно рабочими и нанимателями. Однако существенного влияния на регулирование ситуации на рынке труда они в то время оказать не смогли. К началу 1918 г. число зарегистрированных ими безработных достигло почти 100 тыс. человек.

31 января 1918 г. Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда. Они переходили в ведение профсоюзов и учреждались в городах с числом жителей не менее 20 тыс. человек. Управление ими передавалось комитетам, в которых большинство принадлежало представителям рабочих. Тем самым биржи труда были превращены в органы профессионального рабочего движения, действовавшие в интересах рабочих организаций. Они осуществляли полное самоуправление в рамках своей компетенции. Государством было введено обязательное трудовое посредничество биржи при поступлении на работу. Право найма рабочей силы предоставлялось комитетам профсоюзов предприятий.

Закон предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж, проведение их съездов. В мае 1918 г. состоялся II Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс, ставший первым, и, к сожалению, последним съездом самоуправляемых рабочих бирж труда. В соответствии с его решениями бюро труда отдельных профсоюзов вошли в состав местных бирж труда как профессиональные секции, была подтверждена их монополия на осуществление трудового посредничества, определены общие правила регулирования рынка труда, налажен более полный учет безработных. В короткий срок была разработана и введена в практику статистика безработицы. Ее данные регулярно публиковались в печати, как и отчеты органов по труду всех уровней. Тем самым обеспечивались полная гласность в работе бирж труда, широкий доступ рабочих к информации о трудоустройстве.

Государство предоставило биржам право контроля за отметкой или периодической явкой за получением работы зарегистрированных безработных, получавших пособия по социальному страхованию. К тому времени они уже составили 3/4 общего их числа. На биржи были возложены функции территориального перераспределения рабочей силы в связи с перемещением экономических центров и перестройкой хозяйственных связей. Обязанности всероссийской биржи труда по существу стал выполнять отдел рынка труда Наркомата труда, что обеспечивало единство государственной политики занятости. Но одновременно с этим были созданы и предпосылки для огосударствления органов по трудоустройству.

В короткий срок в стране была образована целая сеть бирж труда. К лету 1918 г. их насчитывалось 204, в том числе 73 — в Московской области, 37 — на Урале, 24 — в Поволжье, 22 — в Петроградском промышленном районе. К осени число бирж возросло до 238, кроме того, было создано 100 корреспондентских пунктов — отделений местных бирж труда. Рабочие биржи повели активную борьбу с безработицей: трудоустраивали на свободные рабочие места, организовывали общественные работы, оказывали материальную помощь нуждающимся безработным. При их содействии государство осуществило эвакуацию из голодного Петрограда и ряда других промышленных городов безработных рабочих и членов их семей в местности с более благоприятной трудовой конъюнктурой, обеспечило их работой и продовольствием (всего более 100 тыс. человек, из них половина — квалифицированные рабочие).

В декабре 1918 г. был принят первый советский Кодекс законов о труде, который отразил новые принципы регулирования трудовых отношений. Для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет была установлена трудовая повинность. Лица, обязанные трудовой повинностью и не занятые общественно полезным трудом, теперь могли быть принудительно привлечены местными Советами депутатов к выполнению специальных общественных работ. Была введена государственная монополия регулирования найма рабочей силы через органы по труду, которые учреждались в городах с населением не менее 10 тыс. человек. Законом была установлена не только обязанность трудиться, но и впервые — право на труд. Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности и даже получивший таковую на срок менее 2 недель. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка, соответствовавшего их специальности и квалификации.

Регистрация безработных и осуществление права на труд становились функциями государственных органов, профсоюзов, предприятий и учреждений. Был предусмотрен учет всех работающих по найму, установлено правило предварительной регистрации всех трудящихся, которым предстояло увольнение со службы. В 1919 г. на местах функционировали более 300 подотделов труда и 260 их корреспондентских пунктов. На учет стали брать не только безработных, ищущих работу, но и всех граждан, подлежащих трудовой повинности. Упразднялась самостоятельность местных органов по труду. Они становятся периферийной частью системы Наркомата труда и выполняют задания центра по распределению и использованию трудовых ресурсов. В условиях углубляющегося дефицита кадров рабочим запрещается увольняться без ведома и санкции органа по труду.

Совет народных комиссаров 5 февраля 1920 г. постановил: в порядке трудовой повинности осуществлять единовременное или периодическое привлечение трудящегося населения независимо от места постоянной работы и рода занятий к выполнению сельскохозяйственной, топливно-гужевой, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой и других видов работ; использовать в народном хозяйстве рабочую силу частей Красной Армии и Флота; обеспечить повсеместное и постоянное вовлечение в общественно полезный труд незанятого населения, а также необходимое перераспределение наличной рабочей силы.

Для проведения в жизнь всеобщей трудовой повинности в ее полном объеме были специально созданы центральные и местные органы. На них возлагались задачи ее осуществления в директивном порядке, функции наблюдения и контроля за ее безусловным исполнением трудящимися, предотвращения незаконных уклонений от ее исполнения, а также уголовного преследования за «трудовое дезертирство». Возникла целая система административно-командных и репрессивных учреждений принудительного труда.

На всех уровнях управления были образованы так называемые комтруды, на которые возлагалось общее руководство проведением трудповинности на основе объявленных общегосударственных и местных мобилизаций,— Главкомтруд (Главный комитет по всеобщей трудовой повинности), губернские, уездные и городские комтруды. Им были подчинены местные органы по труду, а также в соответствии с возложенными на них функциями — органы административного управления на местах и военные комиссариаты. Их обязанности распределялись следующим образом. Органы по труду выполняли задачи по регистрации и учету рабочих мест и рабочей силы (совместно со статистическими органами), распределению на работы и контролю за использованием направленных на них работников. Территориальная милиция обеспечивала принуждение населения к выполнению объявленных повинностей, особенно массовых, поимку и задержание уклоняющихся от них. Военные органы отвечали за организацию трудовою использования частей Красной Армии.

При НЭП`е проведение политики занятости потребовало радикальной перестройки системы управления трудовыми ресурсами. В постановлении Народного комиссариата труда от 12 апреля 1922 г. отмечалось, что благодаря все растущему массовому предложению труда и значительному по размерам, хотя и уступающему первому, спросу на труд уже сложился более или менее развитой рынок труда, государственное регулирование и овладение которым становится не только основной задачей отделов труда, но и одним из важнейших вопросов профессионального политического строительства. НКТ принял решение перейти к новым формам работы для выполнения органами по труду функций трудового посредничества и борьбы с безработицей. С этой целью его центральный отдел распределения рабочей силы был преобразован в отдел рынка труда, а местные отделы распределения — в биржи труда. В постановлении подчеркивалось, что принудительное привлечение к труду противоречит новой экономической политике и даже при наличии массовой безработицы является объективно вредным для народного хозяйства.

Биржи труда были открыты для всех желающих получить работу. Первоначально не существовало никаких ограничений при регистрации — ни социальное положение, ни стаж работы по найму, ни даже наличие заработка не могли служить основанием для отказа в постановке на учет и трудоустройстве.

Управление биржами труда осуществлялось на государственно-общественной основе — при участии профсоюзов, советских и хозяйственных органов. Совместно с работниками местных органов по труду они образовывали Комитеты, которые решали все вопросы, входящие в компетенцию бирж. В задачи биржи прежде всего входили регистрация, проверка, квалификация и периодическая отметка лиц, ищущих работу, назначение пособий и льгот безработным, т. е. контроль за предложением труда и движением рабочей силы. Сначала все учтенные на бирже делились на две группы: собственно безработные, не имеющие никакого дохода, и имеющие какой-либо заработок, но желающие переменить свое занятие и получить другую работу. Затем, когда число безработных резко возросло, они стали квалифицироваться по другому принципу— в зависимости от членства в профсоюзе, профессии и уровня квалификации, а также стажа работы, что определяло очередность посылки на работу в соответствии с наличием свободных рабочих мест. При этом особое предпочтение давали высвобожденным квалифицированным рабочим, демобилизованным из Красной Армии, инвалидам труда и войны (при трудоустройстве на специализированные предприятия).

В наиболее крупных промышленных городах (Москва, Петроград, Киев, Нижний Новгород, Иваново, Вознесенск и др.) были созданы многофункциональные биржи труда. Они строили свою работу на основе профессиональных секций, что позволяло координировать деятельность органов по труду и профсоюзов по обеспечению занятости. Соответствующие секции создавались, когда число зарегистрированных безработных по профессии достигало 500 человек.

Например, на Московской бирже труда было 19 секций (комиссий), в том числе строительных рабочих, металлистов, пищевиков, кожевников, текстильщиков, химиков, швейников, полиграфистов, железнодорожников и водников, совслужащих, работников просвещения, медицины, искусства, инженерно-технических работников и др. При ней одновременно работала комиссия по трудоустройству бывших белых офицеров. К лету 1922 г. биржей было устроено на работу более 1,2 тыс. человек из этого «спецконтингента» и поставлено на учет еще 370 человек.

Биржи труда так называемого «смешанного» типа были образованы в большинстве губернских и в некоторых наиболее крупных уездных городах. Они вели трудоустройство лишь по определенным группам профессий. В большинстве уездных городов открывались небольшие местные биржи и районные отделения губернских бирж труда. Там, где не было необходимости содержать постоянные органы, по мере надобности создавались временные службы содействия трудоустройству и вербовки рабочей силы — корреспондентские пункты, которые действовали во время пуска или закрытия фабрик и заводов, в течение определенного сезона и т. д. Всего же развернутая сеть органов обеспечения занятости насчитывала более 280 бирж труда и тысячи корреспондентских пунктов.

Формирование системы эффективной занятости происходило в упорной борьбе с администрированием на рынке труда, попытками «спрятать» реальную безработицу или свести ее к классово-однородному минимуму. Уже к концу 1923 г. под предлогом экономии государственных средств число бирж труда было сокращено практически вдвое, их функции были ограничены и упрощены. При этом численность работников бирж уменьшилась в 11 раз. На миллион зарегистрированных безработных приходилось только около 700 работников по трудоустройству. Одновременно с закрытием бирж прошли массовые «чистки» безработных, создававшие видимость уменьшения безработицы.

Провозглашенная «борьба с безработицей» постепенно стала борьбой против текучести кадров. Наркомат труда получил задание выявлять «трудовых дезертиров», «летунов», «рвачей» и лишать их права на получение работы в течение шести месяцев. Для того чтобы обеспечить полную занятость не устроенного биржей пролетариата, с предприятий изгонялись «социально чуждые» и кулацкие элементы, «дезорганизаторы социалистического производства» — на их места посылали зарегистрированных безработных. «Бывших людей» биржи не брали на учет для трудоустройства, а те, кто не имел работы, подлежали выселению в административном порядке и направлению на принудительные работы. Биржи труда были преобразованы в территориальные управления кадров, которые были обязаны «снабжать» народное хозяйство рабочей силой, осуществлять ее плановую переброску и перераспределение на ударные предприятия и стройки.

И тем не менее безработица продолжала существовать. Еще в апреле 1931 года в Москве на учете состояло 17 тыс. безработных. Боевой орган Нарком-труда «На трудовом фронте» недоуменно вопрошал: если, мол, безработица ликвидирована, то почему на «Рахмановке» (Центральной бирже труда в Рахмановском переулке) толкутся люди? Под предлогом, что половина из них — «лодыри» и «рвачи», с учета сняли всех. Однако, несмотря на регулярно проводимые чистки «лжебезработных», почти полное закрытие бирж и отделов труда, осуществлявших регистрацию и направление на работу, безработица в той или иной форме проявлялась и в других городах (например, в Ленинграде, Харькове, Одессе). Даже по официальной статистике на 1 августа 1931 г. в условиях «полностью ликвидированной безработицы» на учете состояло 18 тыс. человек. Затем всякое упоминание о безработице исчезло. Как и упоминание о бездомных, голодающих, о забастовках и трудовых конфликтах.
Постепенно функции подбора, профподготовки и переброски рабочей силы перешли к предприятиям и их ведомствам. Стали создаваться отделы кадров, самостоятельно решавшие вопросы планирования, организации и оплаты труда, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, включая их организованный набор, в соответствии с планами производства. Исключив рынок труда и безработицу из системы регулирования общественно-трудовых отношений, органы по труду так и не сумели выполнить возложенную на них задачу — организовать прямое распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Поэтому они были повсеместно упразднены за ненадобностью (1933 г.). На повестку дня непосредственно выдвигались методы директивного управления общественным трудом, «подстегивания» трудового энтузиазма масс.

…В течение почти 60-ти лет биржи труда считались ушедшими в прошлое, но как оказалось не навсегда.


В начале 1991 г. был принят закон «О занятости населения», который, по сути, легализировал безработицу, а чуть раньше на базе районных бюро по трудоустройству в Москве возродилась и Биржа труда. Название нового органа службы занятости на протяжении этих лет менялось, оставались неизменными основные его задачи, а именно, содействие в трудоустройстве и обеспечение социальных гарантий и компенсаций при безработице. Сначала служба именовалась Центром занятости - Биржой труда, Департаментом труда и занятости, Комитетом труда и занятости Правительства Москвы, а с 2001г. Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве.

Современная история Московской биржи труда продолжается…..

Биржи труда в России - исторические хроники.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться и как заработать? Кризис и безденежье портят настроение? Найди вакансии и работу своей мечты на нашем портале 9955599 (ЖМИ СЮДА!) быстро и легко!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 92428
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

ADV2

AdveR3

MG

TG

Биржи труда в России - исторические хроники.

Непрочитанное сообщение Adm » 24 июн 2013, 10:21

Вышел в свет очередной выпуск газеты «Биржа труда» за июнь 2013 года.

Скачать электронную версию газеты можно ЗДЕСЬ.
Вложения
173.pdf
(513.09 КБ) Скачиваний: 876
Не знаешь, чем заняться и как заработать? Кризис и безденежье портят настроение? Найди вакансии и работу своей мечты на нашем портале 9955599 (ЖМИ СЮДА!) быстро и легко!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 92428
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33


BH

SaB

AdveR2

DA

BD

ADV

Ads

AdveR

TN


SaT

IPVid

Вернуться в Свободное общение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru