РАТЭК обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия Visa и Mastercard, сообщил на пресс-конференции глава ассоциации Александр Онищук.
«В России доля безналичных платежей в общей денежной массе составляет 29%. Стоимость торговой уступки (эквайринга) для компаний, работающих в сфере реализации непродовольственных товаров и услуг варьируются от 1,4% с каждой транзакции для самых крупных, до 2% для имеющих средние обороты. Стоимость эквайринга в интернете намного выше и варьируется от 1,6% до 3,5% в зависимости от оборотов компании)», — указано в сообщении РАТЭК.
Обращение ассоциации торговых компаний поддержали «Опора России», АКОРТ и АКИТ.
Ассоциация усматривает в действиях платежных систем злоупотребление доминирующим положением, что запрещено законом о защите конкуренции.
Участники РАТЭК усматривают признаки нарушения при установлении стоимости эквайринга, в частности при определении размера межбанковской комиссии.
Основную часть торговой уступки составляет межбанковская комиссия (ставка interchange). Эта ставка устанавливается международной платежной системой «по своему усмотрению и составляет в среднем 70% от финальной стоимости торговой уступки», указывают в РАТЭК.
Ставки межбанковской комиссии варьируются от 0,5% до 2,1%. При этом только Mastercard раскрывает ставки межбанковской комиссии для РФ.
При этом в РАТЭК указывают на разные тарифы для операций по одной и той же карте за разные типы товаров и услуг.
«При оплате простой дебетовой картой с чипом Mastercard продовольственных товаров межбанковская комиссия составляет 1,3%, при оплате бензина — 1,2%, при оплате услуг турагентств 1%. Самые высокие тарифы установлены для ритейлеров, реализующих непродовольственные товары. Так, при оплате одежды, бытовой техники или электроники межбанковская комиссия составляет 1,6%», — указано в сообщении РАТЭК.
РАТЭК и поддержавшие его организации просят ФАС проверить обоснованность принципов формирования тарифов эквайринга Visa и Mastercard, выработать меры по повышению прозрачности формирования стоимости эквайринга, повысить степень доступности эквайринга для бизнеса.
По экспертным оценкам, в 2015 году российские ритейлеры направили на уплату торговой уступки более 150 млрд рублей.
В середине декабря замглавы Минфина Алексей Моисеев сообщил, что Министерство финансов направило в крупнейшие банки предложения о снижении эквайринг-комиссии (комиссии за обслуживание терминалов для банковских карт) для торговых точек.
Как пояснил замминистра, платежные системы снизили комиссии, а банки — повысили.
«Действительно, есть ситуация, когда у нас платежные системы снизили свои комиссии (interchange. — комиссии, которые взимаются платежными системами с банков. — RNS), а банки — повысили (эквайринг-комиссии для торговых точек за обслуживание pos-терминалов. — RNS)», — отметил Моисеев, подчеркнув, что запросы в платежные системы направлены не были.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) создана в 2012 году. В нее входят такие ритейлеры, как Ozon, Enter, Lamodа, Media Markt, OTTO Group Russia, re: Store, «220 Вольт», «М. Видео», «Связной», «Спортмастер», «Эльдорадо», «Юлмарт» и др.
Крупнейшие ритейлеры подали жалобу в ФАС на Visa и Mastercard. |