Места остановок общественного транспорта, особенно в пересадочных узлах — это кошмар для всех. Громоздкий транспорт тормозит поток, люди бегут под колеса, водители плохо помнят ПДД — в итоге авария за аварией, штраф за штрафом. Как этого избежать?
Общественный транспорт в наше время приобрел новое предназначение — разгрузить все разрастающиеся города от личных машин. Чтобы стать им достойной альтернативой, ему надо быть доступным, комфортным, быстрым, экологичным, недорогим — за это бьются все мегаполисы мира.
И наземный транспорт становится все популярнее. В той же Москве за 7 лет пассажиропоток вырос на 200 млн человек, а новые автобусы, троллейбусы и трамваи закупаются тысячами ежегодно. Однако безопасность наземного транспорта с ростом его популярности страдает.
В октябре прошлого года принят федеральный закон, который направлен на совершенствование лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. К реализации закона уже приступили. Это внесет существенный вклад в решение вопроса безопасности при перевозке людей автобусами.
Евгений Дитрих, министр транспорта России
Но нельзя снимать и ответственность с водителей легковушек и с пешеходов, которые зачастую провоцируют аварийные ситуации. Мы проанализировали самые часто встречающиеся аварийные ситуации, которые складываются там, где водители, пешеходы и общественный транспорт не могут поделить проезд. Проверьте себя: вы точно знаете, где ждать опасности?
Когда пешеход точно прав?
У человека на дороге преимущество перед автомобилем может быть в нескольких случаях:
- Первое — пешеход идет по нерегулируемой «зебре» либо, если имеется пешеходный светофор, по ней же на разрешающий сигнал.
- Вторая ситуация, в которой водитель обязан уступить дорогу, — поворот на примыкающую дорогу, которую в этот момент переходит человек, причем необязательно по «зебре».
- Третье — вот тут как раз про общественный транспорт — это переход от посадочной площадки к тротуару или обратно в случае остановки трамвая посередине проезжей части.
Правила дорожного движения регулируют эту ситуацию однозначно: пассажир пользуется преимуществом, если идет к трамваю или от него со стороны дверей. Водителям необходимо остановиться и пропустить людей.
Вопреки распространенному мнению, для того, чтобы начать движение, не обязательно ждать закрытия дверей трамвая. Но, нажимая на педаль газа, будьте вдвойне внимательны. Ведь какой-нибудь чуть не проспавший остановку пассажир может оказаться у вас на пути в любой момент.
Из всего написанного не следует делать вывод, что можно давить людей вне перехода или, например, бегущих к трамваю с противоположной дверям стороны. Но именно в этих ситуациях закон однозначно будет на стороне пешехода.
Автобус — не препятствие
Часто остановившийся автобус или троллейбус перекрывает движение другим водителям. И некоторые водители, не желая ждать, пока пассажиры закончат посадку-высадку, объезжают громадину, пересекая сплошную линию разметки и оказываясь на встречной полосе. Нередко в таких местах дежурят нечистые на руку сотрудники ГИБДД в ожидании легкой добычи.
Остановившийся на остановке маршрутный транспорт препятствием, по мнению ПДД, не считается.
По закону такое нарушение грозит пятитысячным штрафом, а в худшем случае — лишением права управления на 4-6 месяцев. Не путайте эту ситуацию с объездом препятствия по встречке, за который положен только полуторатысячный штраф.
Самое страшное тут — даже не наличие сотрудников полиции, а вероятность столкнуться со встречной машиной, на пути которой вы оказались. Особенно это опасно, если желанию объехать маршрутный транспорт поддались сразу несколько нетерпеливых водителей, выстроившись вереницей: машина впереди может полностью закрыть обзор встречной полосы.
Коллег до метро подвозить нельзя?
Наверняка вас не раз просили коллеги или знакомые подбросить их до ближайшей станции метро, высадив на автобусной остановке рядом со входом в подземку. Так вот — делать это надо крайне внимательно.
В общем случае ПДД останавливаться в таких местах не запрещают — при условии, что вы не создаете помех маршрутным транспортным средствам. Но если там, где вы хотите высадить пассажира, проходит выделенная полоса, то попытка сделать доброе дело близкому человеку, выехав и остановившись на ней, обойдется вам в полторы тысячи рублей. В Москве и Питере — в два раза дороже! По этой причине за остановочными пунктами часто зорко следят объективы фотовидеокамер.
Камеры на остановках общественного транспорта висят, конечно, не для того, чтобы собрать с водителей побольше денег в виде штрафов. Когда за порядком на остановках не следили, бывало, троллейбусы просто не могли к ним подъехать из-за огромного количества припаркованных машин.
Не уступил — плати миллионы
Дорожные правила однозначно обязывают водителей уступать дорогу автобусам и троллейбусам, находящимся на маршруте, когда они начинают движение от обозначенного дорожным знаком и (или) разметкой места остановки. Справедливости ради, их водителям вменено в обязанность убедиться, что им уступают дорогу, прежде чем воспользоваться приоритетом.
Однако это никак не умаляет шансы недостаточно внимательного автомобилиста «попасть» на ремонт, например, высокотехнологичного электробуса. Даже небольшое его повреждение может стоить в разы дороже вашей легковушки. И подобные прецеденты уже были.
Алексей Лучников
Пешеход, автомобилист и автобус — кто и когда на самом деле прав. |