Страница 7 из 18

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2012, 15:49
Adm
Психология: личность, работа и бизнес.

Полезная информация в шапке и теме постоянно обновляется, читайте новые статьи и рекомендации в сообщениях ниже!

У нас есть отдельный раздел форума для самых интересных новостей, полезных статей и их обсуждения по данной тематике, который находится ЗДЕСЬ.


Читайте наши рекомендации, внимательно изучайте советы профессионалов, представленных в этой теме и на нашем форуме - и Вы обязательно станете психологически устойчивыми!

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 июл 2013, 17:25
Adm
Привычка делиться фотографиями своей еды в соцсетях может свидетельствовать о психологических проблемах.

Канадский психиатр доказывает, что популярная тенденция фудстаграм - фотографирование своей еды и публикация в соцсетях - может быть связанной с некоторыми психологическими отклонениями.

Тейлор из Университета Торонто поясняет, что для некоторых людей, отправляющих в интернет фотографии еды, это просто веселое занятие, но для других пища является важной частью их повседневной жизни. Это проблема, когда люди уделяют больше внимания еде, чем человеку, который сидит рядом за столом.

В таком случае фотографирование еды становится навязчивой идеей. Для некоторых людей фотосъемка еды никогда не станет проблемой, но это весьма рискованно для тех, кто предрасположен к проблемам с весом.

"Я вижу людей, для которых еда стала культом, и они изо всех сил стараются сделать ее ключевым элементом всех социальных взаимодействий, рассказывая, что они едят, когда они ели и когда собираются поесть снова", - рассказывает доктор Тейлор.

Стоит отметить, что в связи с растущими масштабами привычки снимать еду, многие заведения уже запретили фотосъемку своих блюд.

Напомним, британские медики разработали приложение для мобильных устройств, помогающее полным людям сбросить вес, фотографируя свою еду.

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 авг 2013, 15:31
Adm
Крупнейшее исследование подтвердило обратную связь интеллекта с религиозностью.

Американские специалисты из университета Рочестера в Нью-Йорке и Северовосточного университета в Бостоне представили результаты метаисследования, выполненного на материале 63 отдельных сопоставлений интеллектуальных способностей с уровнем религиозности. Выводы ученых, статья которых опубликована журналом Personality and Social Psychology Review, гласят, что между религиозностью и интеллектом есть отрицательная корреляция с коэффициентом -0,24 и 95-процентным доверительным интервалом от -0,20 до -0,25.

Эти выводы, основанные на сопоставлении 63 отдельных публикаций (открытый, но не столь полный обзор предыдущих работ по теме есть в английской Wikipedia), говорят о том, что вероятность встретить более умного человека среди атеистов выше, чем среди верующих, причем принадлежность к той или иной конфессии не столь важна, как степень религиозности. Религиозность большинство проанализированных исследовательских работ определяет по таким формальным критериям, как согласие с принятыми той или иной религией догмами, участие в жизни религиозных общин и частота посещения храмов.

Для измерения интеллекта часть авторов использовала стандартизированные тесты (как хорошо известный тест Векслера, так и некоторые другие), а часть ученых предположила, что интеллект достаточно хорошо согласуется с общим уровнем образования. Иными словами, человек со степенью доктора философии, скорее всего, умнее того, кто завершил свое образование на уровне средней школы. Тесты и уровень образования не всегда однозначно определяют интеллект, но все проанализированные работы оперировали большими количествами случаев, поэтому исключительные примеры не вносили большого вклада в итоговую статистику.

Данные охватили период с 1928 по 2012 год. В 53 из 63 работ авторы приходили к выводу о том, что религиозность коррелирует с уменьшением интеллекта, но величина этой корреляции у всех получалась различна; американские психологи решили выяснить, что получается при систематизации всей имеющейся информации. Они обратились и к программе долгосрочного наблюдения за одаренными детьми 1921 года: так как ученых тогда интересовала связь психологических характеристик с долговременным жизненным успехом, наблюдение продолжается и за теми, кто дожил до наших дней.

Сопоставив полученные разными психологами и социологами результаты, исследователи рассчитали коэффициент корреляции интеллекта и религиозности. Коэффициент корреляции выражает то, насколько (и в какую сторону) изменение одной величины отражается на другой; примером коррелирующих величин может быть стоимость жилья и расстояние от центра города. Коэффициент, равный единице, обозначает совершенно четкую зависимость и рост одной величины в ответ на рост другой, а коэффициент корреляции -1 означает то, что одна из величин уменьшается при увеличении другой. Если коэффициент корреляции равен нулю, любую величину можно менять произвольно без всякого изменения другой, а промежуточные случаи соответствуют случаям, когда рассуждать об эффекте можно только в терминах вероятности.

Ученые продемонстрировали, что интеллект обратно коррелирует с религиозностью с коэффициентом от -0,20 до -0,25, причем наиболее вероятное значение составляет -0,24. Это значит, что среди достаточно большой группы атеистов найдется больше людей с хорошими результатами тестов IQ и высшим образованием, чем среди такой же группы адептов той или иной религии, причем величина эффекта растет при переходе от формально верующих к тем, у кого религия занимает центральное место в жизни.

Так как корреляция сама по себе ничего не говорит о причинно-следственных связях (например, цвет дня на календаре хорошо коррелирует с пассажиропотоком в метро, однако перекрашивание всех календарей в красный цвет метрополитену не поможет), исследователи предложили три разных гипотезы, способные объяснить найденную закономерность. Причем все они не исключают друг друга, то есть закономерность может быть обусловлена сразу несколькими причинами.

В качестве первого объяснения называется то, что умные люди имеют меньшую склонность к конформизму и потому с меньшей вероятностью принимают религиозные догмы. Сама по себе причинно-следственная связь интеллекта с конформизмом, разумеется, требует отдельного исследования.

Кроме того, ученые связывают интеллект с аналитическим стилем мышления, который, по их словам, плохо согласуется с религиозностью (что тоже согласуется с прошлыми исследованиями). И, наконец, умные люди обычно большего достигают в жизни и за счет этого находят способы организовать свою жизнь и без помощи религии.

Последний вывод хорошо согласуется с социологическими исследованиями, показавшими отрицательную корреляцию религиозности общества с благополучием его членов, а также с социальным равенством. Также психологам известно, что религиозность в среднем несколько выше у людей, переживших войну или землетрясение.

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 авг 2013, 15:44
Adm
Развод, кража и потеря бизнеса: чем грозит публикация фото в соцсетях.

МОСКВА, 21 авг — РИА Новости. Опубликованные в социальных сетях фотографии могут стать подробным досье на человека: рассказать о его характере, привычках, увлечениях, семейном положении и материальном состоянии, считают опрошенные РИА Новости психологи и психотерапевты. Эксперты рассказали, почему стоит избегать чрезмерной откровенности в сети.

Подробней можно прочитать ЗДЕСЬ.

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 сен 2013, 17:06
Adm
Психологи рассказали, как победить привычку откладывать дела на потом.

Желание отложить дела на потом — верный признак того, что их можно вообще не делать. О том, что еще кроется за привычкой оттягивать исполнение обязанностей до последнего момента и почему списки дел на день могут значительно снизить работоспособность, рассказали РИА Новости психологи и психоаналитики.

Прокрастинация (от лат. pro — вместо, впереди и crastinus — завтрашний) — понятие в психологии, обозначающее склонность к постоянному откладыванию дел и обязанностей на потом. Психологи отмечают, что ее причиной становится не лень, которая ей только сопутствует, а другие феномены, требующие иногда консультации специалиста.

Причина первая — отсутствие личного интереса

"У нас проблема включения мотивации очень серьезная. К тому же я бы не стал говорить, что активность — это безусловная ценность для нашей отечественной ментальности. Зачем что-то делать? Для чего? Мотивационный дефицит — это большая проблема. Чего-то надо захотеть, чем-то воодушевиться, что-то должно состояться в душе, чтобы появилась воодушевляющая и увлекающая цель", — пояснил доцент факультета консультативной и клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета Андрей Копьев.

Если что-то не хочется делать, психологи советуют ответить самому себе на вопрос: "А надо ли мне это?" Если нет, и при этом дело можно кому-нибудь передать или вообще отказаться от него, то лучше так и сделать, чтобы не испытывать потом угрызения совести за некачественную или невовремя сделанную работу.

Причина вторая — боязнь провала

Психологи отмечают, что за желанием оттянуть выполнение какого-то дела до последнего момента может стоять страх перед собственной неудачей. Дети не хотят учиться и делать уроки, когда не понимают материал, взрослые страшатся своих обязанностей, когда им не хватает квалификации.

Решение для этой проблемы довольно простое: в случае с ребенком родителям следует самим с ним позаниматься или нанять для этого репетитора, работающим людям — найти способ улучшить свои навыки до нужного уровня.

Третья причина — внутренний конфликт

Самая серьезная причина прокрастинации связана с внутренними конфликтами человека, разного рода аномалиями и расстройствами, которые он сам может не осознавать и поэтому нуждается в помощи специалиста.

"Вероятно, что в бессознательном есть какой-то активный процесс психологической защиты, и по каким-то причинам то, что нужно делать, вызывает тревогу, неприятие. Человек не очень понимает почему, но заставить себя не может. Третья тема практически бесконечная, потому что этих форм сопротивления может быть сколько угодно. Это скорее симптом внутреннего конфликта", — пояснил психоаналитик Дмитрий Склизков.

Черта успешности

"Мне за последние 20 лет пришлось работать с большим количеством очень успешных людей, и, если говорить о психологической черте, которая отличает успешных людей от не очень успешных, это способность подумать и сразу начать делать. Не сомневаться, не размышлять, надо ли мне это или не надо, получится ли у меня или нет", — рассказал Склизков.

Особых усилий для выработки в себе этого качества не требуется. Все, что нужно сделать — это поставить перед собой желанную и мотивирующую цель. Если она есть, и при этом отсутствуют психологические расстройства, избавиться от прокрастинации будет легко: потребуется рационально распределить свое время и действия.

"Например, книги и курсы по тайм-менеджменту — очень толковая и правильная вещь. Но надо помнить, что она помогает только определенному кругу людей, у которых нет экзистенциальной и мотивационной проблематики, склонности к меланхоличности и депрессивности", — порекомендовал Копьев.

Ловушка списков дел на день

Психологи напоминают, что составление списков дел имеет смысл, если человек при этом держит в голове четко поставленную цель и помнит, что все дела работают на ее выполнение. Для списка на один день целесообразно выделить обязательный минимум, например, два дела, а потом похвалить себя, если сверх этого было выполнено третье.

"Человек должен четко понять, чего он хочет и каковы его ценности. Тогда он сможет выделить для себя этапы, и каждый сделанный шаг будет просто обучением. Во всех остальных случаях составление списка дел и любой тайм-менеджмент может стать способом самоизнасилования и доведения себя до психоза", — заключил Склизков.

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 сен 2013, 18:17
Adm
Уникальный тест Сонди для выявления психологических отклонений стал доступен в сети.

Известный в профессиональных кругах тест Сонди стал доступен для каждого. Клинико-психологический тест, целью которого является выявление некоторых проявлений психического расстройства и нарушений поведения. Впервые тест был опубликован в 1939 году, но широко внедряться в практику начал лишь в конце сороковых годов.

В создании теста Л. Сонди исходил из своих представлений о наследственно-обусловленной склонности человека к определенным формам патологии и проявлении патологии во внешнем облике. В основу методики легли эмпирические исследования на большой группе лиц, имеющих психические отклонения и точно установленные психиатрические диагнозы. Кроме того, Л. Сонди анализировал их истории болезни и истории болезней их ближайших родственников.

Пройти тест можно ЗДЕСЬ.

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 сен 2013, 17:30
Adm
Стресс, стоп!

Так уж устроен человек: нас хлебом не корми — дай только поволноваться, попереживать. Вот только волнение волнению — рознь: если положительные эмоции, вызванные приятными переживаниями, тонизируют, то отрицательные, аккумулированные негативом, могут и здоровье подорвать, и стать причиной неудач как в личной, так и в профессиональной жизни. Особенно часто стрессовые ситуации возникают на рабочем месте. Конфликт с коллегой, придирки начальника, непростой проект, работа над которым не ладится, — мало ли, что может стать причиной стресса! Важно научиться выходить из этого состояния без потерь.

«Пой, ласточка, пой!»

Вот уж действительно: «на ковер, как на амбразуру»! Только вместо вражеского огня — претензии начальника, которые он, кстати, высказывает, далеко не всегда придерживаясь правил делового этикета. Крик, шум... Впору испугаться, заплакать, накричать в ответ или вообще написать заявление по собственному желанию. Однако не стоит спешить. Своего начальника надо знать. Как, впрочем, и себя, и свой потенциал. Так, в случае, если причиной взрыва эмоций послужил ваша ошибка, переждите бурю, а после постарайтесь исправить просчет, доказать, что вам не безразлично благополучие компании. В конце концов, вас могли бы «наказать рублем», понижением в должности. А так — вы еще легко отделались!

Если же ваш босс — просто любитель покричать на подчиненных, стоит решить: а нужна ли вам вообще работа под началом столь невыдержанного типа? Или же на это неудобство все же можно закрыть глаза, поскольку вы довольны и своей зарплатой, и должностью, и с коллективом отлично ладите... А традиционный нагоняй от шефа — это маленькое обязательное зло. С которым, кстати, можно успешно бороться.

Для этого во время шумного выступления шефа можно:

• повторять про себя таблицу умножения;
• составлять меню праздничного новогоднего стола;
• представлять, что вы находитесь в зрительном зале и слушаете страстный обличительный монолог трагического героя (тут главное, удержаться от аплодисментов!);
• представлять своего шефа в том или ином комическом обличии — в рыжем клоунском парике и с красной картофелиной вместо носа, в сером костюме Доктора Зло или... в залихватском наряде Эльвиры — Повелительницы Тьмы (впрочем, это чересчур сильное средство — слобонервные могут не сдержаться и захихикать в самый неподходящий момент!);
• просто думать о чем-то приятном — о предстоящей поездке на море, о прошедших выходных, которые вы провели в компании друзей — да мало ли!

Но если вы все-таки «застрессовали», самое время избавляться от этого неприятного состояния! Да, наши офисы не оборудованы специальными комнатами, где все желающие могут выпустить пар, боксируя с грушей, к которой прикрепляется портрет обидчика, но что мешает вам, придя домой, победить парочку-другую монстров в любимой компьютерной игре, а то и вообще — захватить вражескую галактику?! Вряд ли триумфатор вспомнит о каком-то нагоняе в кабинете руководителя!

«Переключая каналы»

Психологи вообще советуют после работы «отдыхать от работы», переключаясь на занятия, никак с ней не связанные. Весь день трудитесь за монитором? Дома — ни шагу к клавиатуре! Погуляйте в парке, уговорите друзей совершить небольшой велопробег к ближайшему пруду. А утром в выходные, вместо того, чтобы мониторить статусы друзей по соцсети, отправьтесь в лес по грибы или в небольшое путешествие по области — вы же давно мечтала посмотреть ту старинную церквушку, посетить недавно отреставрированную графскую усадьбу...

И воздержитесь на время от просмотра новостных каналов — никакого негатива, никакой агрессивной информации!

«Гражданин, расслабьтесь!»

Кому-то для того, чтобы избавиться от отрицательных эмоций, достаточно поведать о трудностях, спровоцировавших стресс, близкому человеку, а иногда и случайному знакомому, что, впрочем, не самый хороший вариант — мир тесен, и собеседник вполне может оказаться соседом или родственником вашего шефа или коллеги-обидчика! Но если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, лучше все же прибегнуть к помощи психолога.

Но если у вас нет возможности обратиться к профессионалу, просто ... возьмите на руки любимого кота. О, мы имеем дело с самых изощренным знатоком и лекарем человеческих душ! Лапами обнимет, согреет, приласкает, замурлычит волшебную песенку и ... кто вообще говорил про какой-то стресс?!

И не важно, кот ли вас ждет дома, пес или аквариумные рыбки! В любом случае, возня с домашними любимцами — настоящее лекарство от стресса!

У вас нет питомца? Не беда! Вам просто нужно расслабиться, стряхнуть с себя эмоции прошедшего рабочего дня. Примите ванну с ароматическими маслами, побалуйте себя чашечкой любимого чая и сортом шоколада, который вы давно мечтали попробовать! А на выходные запланируйте поход в салон красоты или сумасшедший шопинг — надо же отметить вашу победу над стрессом!

И, конечно, не стоит забывать, что работа — это всего лишь... работа. Если вы, несмотря ни на что, чувствуете себя на рабочем месте несчастным, боритесь за себя! Можно поменять работу, найти управу на распоясавшегося шефа (от жалобы в трудовую инспекцию, до иска в гражданский суд) — как вы решите, так и будет! Главное, не погрязнуть в унынии и самобичевании — жизнь прекрасна, и вы имеете полное право наслаждаться ею!

https://rabota.mail.ru/news/2842

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 окт 2013, 18:21
Adm
Освободите образование от нейромифов!

Успехи нейробиологии породили множество легенд, которые успели вкупе с несколько сомнительными социокультурными концепциями прочно укорениться в образовании.

Нейробиологические открытия используются в самых разных областях практической деятельности, и не в последнюю очередь в образовании. Действительно, где же ещё применять сведения о работе мозга, как не в учебных программах, методиках и т. п.? И большая доля статей, как научно-популярных, так и сугубо научных, в которых встречаются слова «мозг» и «МРТ», заканчивается обязательной виньеткой о том, что полученную информацию «можно использовать, чтобы повысить эффективность обучения».

Нейробиологические данные, бесспорно, и могут, и должны помочь при обучении детей с психоневрологическими аномалиями, такими как аутизм, дислексия и пр., или, скажем, создать более эффективные технологии обучения иностранному языку. Однако, как и у всякой науки, у нейробиологии есть свои мифы, расцветающие особенно пышно в отношении человеческого мозга — тем более что эта отрасль сейчас переживает настоящий бум. И мифы благополучно переходят в психологию и педагогику, весьма прочно укореняясь там.

Том Беннетт, известный британский педагог, перечисляет некоторые из этих мифов в короткой статье, опубликованной в журнале New Scientist. Многие из нейробиологических легенд, пишет он, пошли «в народ» до того, как их перепроверили. И даже если проверка опровергала первоначальные результаты, психологический, социологический, педагогический и прочий «народ» с нейробиологической игрушкой расставаться уже не хотел.

Один из самых характерных примеров — история с право- и левополушарными людьми. Всё началось со статьи, вышедшей в 1961 году: её автор Роберт Сперри заметил, что у больных эпилепсией (подчёркиваем: больных эпилепсией!) разрыв связи между полушариями затрудняет выполнение неких когнитивных задач. На основании этих данных впервые родилась идея о том, что разные психические способности находятся в ведении разных полушарий.

Поначалу эта гипотеза находила всё больше подтверждений, и всё это достигло апогея, когда Гереон Финк из Дюссельдорфского университета (Германия) и Джон Маршалл из Оксфорда (Великобритания) с помощью сканирования мозга обнаружили «полушарное доминирование». Вот с этого момента концепция деления людей на правополушарных творческих и левополушарных логических перешла, что называется, во всеобщее употребление. Студентов по сей день заставляют проходить психологические тесты, призванные выяснить их «полушарность».

Самое смешное, что уже через год Финк и Маршалл повторили свои эксперименты — и получили противоположные результаты! То есть теперь никакого «полушарного доминирования» уже не было. Но было поздно — и нейробиологам до сих пор приходится опровергать эту, чего уж там, довольно красивую и простую концепцию. Сейчас принято считать, что никакой общей поляризации личности по полушариям нет, что полушария постоянно взаимодействуют друг с другом довольно сложным образом, но это самое «принято считать» до ширнармасс, в том числе психолого-педагогических, ещё не дошло. Не успело!

В 2011 году, например, было организовано удивительное движение «за всеобщую правополушарность», если можно так выразиться, называющееся No Right Brain Left Behind. У его истоков стояли нью-эйдж-гуру Дипак Чопра , что понятно, и — сюрприз! — британский советник по вопросам образования Кен Робинсон. Ещё пример: книга Дэниэла Пинка «Будущее за правым полушарием», написанная в 2005 году, была переведена на 20 языков и до сих пор удерживается в списке бестселлеров газеты New York Times.

Но полушария — это ещё не всё. Том Беннетт рассказывает также о теории, которая, по его мнению, наносит образованию куда больший вред. Речь идёт о так называемых стилях обучения, каковые основываются на представлении о том, что все люди разнятся по восприятию мира. Что есть те, кто предпочитает смотреть, есть любящие слушать, читатели-писатели и кинестеты. Следовательно, детей в школе лучше учить в соответствии с их типом: кому-то картинки показывать, кому-то давать читать книжки и т. д.

Эту идею подхватило, к примеру, Министерство образования Великобритании, порекомендовав педагогам принять её к сведению. Число стилей обучения стало расти, и сейчас их насчитывается аж 71. Однако, во-первых, внятных нейробиологических доказательств целесообразности такой типизации нет. А во-вторых, разрастание типов обучения в действительности говорит о том, что ко всякому ребёнку-ученику нужен индивидуальный подход: мысль здравая, но, надо полагать, несколько подзатёршаяся, а потому, видимо, подзабытая.

Примером другой прогрессивной, но необоснованной теории может быть гипотеза эмоционального интеллекта, которая выросла из теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Суть её, коротко, в том, что, управляя эмоциями, мы можем «продвинуть» наше мышление. То есть, занимаясь собственными эмоциями, мы можем достичь значительных академических успехов. Поначалу были даже какие-то нейробиологические подтверждения того, что эмоциональный интеллект связан с обычным, но потом, как часто бывает, при более подробном анализе эти сведения несколько поблекли. Нынче нейробиологи постепенно приходят к тому, что мозг работает вовсе не так, как предполагается в теории множественного интеллекта, и сам Гарднер был вынужден признать, что его теория почти не находит доказательств в реальной жизни.

Если вернуться к эмоциональному интеллекту, то вот вам ещё одна проблема: в этой теории приходится оперировать понятиями, которые кто как хочет, так и понимает. Казалось бы, эффективность эмоционального интеллекта можно проверить с помощью объективных показателей — просто взглянув на академическую успеваемость тех, кто этот самый интеллект разрабатывает. Но в 2005 году американский психолог Фрэнк Лэнди сообщил, что никакой связи между эмоциональным интеллектом и академическими успехами нет, что тут нельзя говорить даже о статистической корреляции.

Наконец, ещё одна группа мифов связана с «умными таблетками», или ноотропами, — препаратами, которые якобы помогают соображать. Здесь необходимо понимать, что эти лекарства могут оказывать вспомогательное действие, поддерживать мозг в сложной ситуации, при болезни и т. д. Но вот насчёт того, что они прибавляют ума, ускоряют мышление, — тут, как говорится, есть большие сомнения; достоверных данных насчёт влияния таких таблеток на высшие когнитивные функции (равно и об их безопасности) очень и очень мало. Между тем в некоторых американских вузах до четверти студентов могут употреблять, к примеру, атомоксетин, который прописывают при синдроме дефицита внимания. Просто потому, что он, как считается, помогает думать.

В разнообразных психологических теориях никогда не было недостатка. Но сейчас, когда новости из аппарата для магнитно-резонансного сканирования появляются в открытых и любознательных СМИ наряду с пресс-релизами из жизни кандидатов в мэры и со сплетнями с голливудских съёмочных площадок, все почему-то вдруг решили, что нейробиологи смогут обосновать любую социально-инновационную чуху. Глядя на всё это, специалисты, к примеру, по биосинтезу белка могли бы восславить небо — просто за то, что оно дало им для изучения такой исключительно непубличный объект исследования, как рибосома.

computerra.ru

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2013, 17:10
Adm
Я устал, я ухожу.

Иногда отпуск не приносит сотруднику облегчения, и в первый же день после отдыха он чувствует себя усталым. Портал Rabota.ru совместно с психологами-практиками разобрался, почему это происходит и можно ли бороться с подобным «недугом».

«Счастье — это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой», — говорил турецкий поэт Назым Хикмет. Но довольно часто возникает ситуация, когда на работу не просто не хочется идти — тело и разум всячески противятся этой идее. В большинстве случаев излечиться от такой «болезни» помогает отпуск, и вы со свежими силами и ровным загаром вновь встаете в строй и чувствуете в себе силы для дальнейшей работы. Но так случается не всегда, и порой даже после трехнедельного отпуска, придя на работу, вы чувствуете себя совершенно уставшим и измученным. Одной из причин усталости после отпуска может стать плохой отдых. «Например, ваша жена любит отдыхать на Канарах, а для вас лучшее времяпрепровождение — посидеть на подмосковном пруду с удочкой, — говорит Дмитрий Сейнов, психолог, президент психологического центра "5 Да!". — Логично, что поездка на острова не принесет вам никакой радости, и на работу вы, скорее всего, выйдете уставшим». Также психолог напоминает, что отдых — это в первую очередь смена рода деятельности, а не только 10 дней лежания на пляже. Поэтому если отпуск не приносит вам новые силы, попробуйте сменить стиль отдыха. Например, офисным работникам, которые весь год сидят в креслах за компьютерами, вполне бы подошел активный отдых: поход в горы, сплав по реке, даже поездка на неделю в деревню и рубка дров будут полезнее, чем бездумное лежание на песке.

Если вы уже перепробовали все виды отдыха, но отдохнувшим себя так и не почувствовали, то проблема несколько глубже и серьезнее, чем может показаться. Дмитрий Сейнов уверен, что если сотрудник не хочет возвращаться на работу, значит она ему не нравится. Причин для этого может быть множество: вам не нравятся ваши обязанности, отношения с руководством или коллегами и многое другое. В любом случае нежелание идти на работу — первый тревожный «звоночек» и повод задуматься, там ли вы работаете и тем ли занимаетесь.

Рассмотрим две реальные ситуации, которые произошли с работниками, а Дмитрий Сейнов и Илья Шабшин, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке, прокомментируют действия рассказчиков и помогут им разобраться в причинах усталости.

С вещами на выход. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

Елена, банковский служащий:

«Наверное, мало у кого повернулся бы язык назвать мою карьеру неудачной. В 27 лет устроилась работать экономистом в крупный международный банк, который занимается корпоративным кредитованием. Нашему отделу было поручено развивать продукт, которого еще не было на рынке. Дела в этой сфере шли хорошо, и за несколько лет я смогла "вырасти" сначала до главного экономиста, а потом возглавила свой отдел. Руководство относилось ко мне лояльно, зарплата, само собой, очень приличная. Казалось бы — не работа, а мечта! Однако не стоит забывать о том, что где большие деньги, там и большая ответственность. На мои плечи легла просто нереальная нагрузка: ведь именно я отвечала за все эти многомиллионные контракты. Я узнала, что такое хроническая усталость, стала нервной. Конечно, на работе я не могла себе позволить срываться, но дома это все выходило наружу и я постоянно ссорилась и ругалась с близкими мне людьми. Я решила взять отпуск на три недели, но, выйдя на работу, вновь почувствовала себя очень уставшей и поняла, что я уже не могу здесь работать. И я уволилась. Руководство компании, равно как и мои близкие, были в шоке от этого решения. Но я бы просто не смогла выдержать на этой работе хотя бы еще один день».

Дмитрий Сейнов: «Безусловно, Елена поступила правильно, что уволилась из этой компании, однако она слишком долго тянула со своим решением. Первый "звонок" прозвенел, когда она начала срываться на друзей, когда начался стресс. Елена дождалась депрессивного состояния, но она приняла решение раньше, чем наступило нервозное или предынфарктное состояние. На мой взгляд, главной причиной возникновения такой ситуации стал стремительный карьерный рост, который кардинально изменил как ее обязанности, так и отношение к работе. Девушка была замечательным экономистом, и ей нравилось продвигать новый продукт. Но чем выше должность, тем меньше остается в ней творческих функций и все больше становится административных. Не стоит забывать, что далеко не все люди хотят и могут быть директорами. В результате Елена стала жертвой конфликта, где с одной стороны — социальный заказ (общество хочет видеть ее состоятельной и успешной женщиной), с другой стороны — неготовность к такому высокому уровню ответственности. И она не смогла вынести эту гонку. Безусловно, новая должность принесла ей хороший доход и высокий социальный статус, но не дала удовлетворения, потому что, будучи обычным экономистом, она творила сама, а, став руководителем, лишь наблюдала за тем, как творят другие.

Если бы Елена продолжила работать в этой компании на данной должности, то нанесла бы серьезный вред своему здоровью. В то же время немного притормозить и остановиться у нее вряд ли бы получилось: в международных компаниях модель ведения бизнеса предполагает, что если ты не стремишься к успеху, не расталкиваешь своих коллег локтями, то ты становишься неперспективным, и тебя сдвигают. Всегда нужно заниматься тем делом, которое тебе по-настоящему нравится. Мне очень импонирует история про древнеримского императора Диоклетиана, который на закате своих дней оставил власть и уединился в селе, занимаясь земледелием. Когда к нему пришли его сторонники с просьбой вернуться на престол, он ответил: "Если бы вы видели, какую капусту я вырастил, то никогда бы не стали приставать ко мне со своими предложениями"». Однако Илья Шабшин полагает, что даже в такой сложной ситуации у девушки была возможность исправить ситуацию и решить проблему, оставшись при этом в своей должности в этой компании.

Илья Шабшин: «На мой взгляд, Елена увольняться поторопилась. Ее решение поспешное, ведь, судя по кейсу, она не сделала ничего разумного и конструктивного, чтобы справиться с возникшими у нее трудностями. Уход в отпуск — не в счет, так как в данном случае он не решает психологических проблем. Ситуацию с Еленой можно охарактеризовать как дезадаптированность к новой должности. Ответственность, на которую ссылается Елена, в данном случае — понятие субъективное, так как переживается разными людьми по-разному: для одного простое рутинное дело — очень важная и "волнительная" задача, а для другого и "многомиллионные контракты" — просто серьезный рабочий момент, цифры на бумаге, а не судьбоносный вопрос. А для Елены эти контракты оказались нереальной нагрузкой (понятно, что психологической), к которой она не смогла адаптироваться, из-за чего стала нервной, усталой, начала срываться на близких и, в конце концов, уволилась.

Елене следовало бы, с моей точки зрения,задуматься о своих переживаниях, но посмотреть на них не как на естественную реакцию на новые условия и обстоятельства, а как на лично свое отношение к сложившейся ситуации. Ей нужно было бы задать себе вопросы: "А почему, интересно, я воспринимаю свои новые обязанности как "нереальную нагрузку"? Какую долю процента в обороте международного банкат занимают контракты, которыми занимаюсь я? Действительно ли от меня теперь зависят критические для финансовой структуры вопросы? Или же на самом деле их значимость, а следовательно, и мою ответственность я преувеличиваю?". Эту ревизию своих представлений Елена могла бы осуществить самостоятельно.

С помощью психолога можно было бы разобраться в этом вопросе еще более глубоко и выявить убеждения, установки, принципы, из-за которых она именно так восприняла свои новые обязанности и то, что с ними связано. Может быть, обнаружились бы максималистские, перфекционистские установки девочки-отличницы, которая по-прежнему, как в школе, должна блестяще справляться со всеми задачами и получать только "пятерки". В зависимости от отношений с руководством некоторыми из своих затруднений Елена могла бы поделиться.

С большой вероятностью та сверхзначимость и суперответственность новой должности, которых девушка не выдержала, могли бы принять не "нереальные", а вполне себе нормальные и посильные для компетентного специалиста размеры».

Карьера или друзья? ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

Дмитрий, корректор:

«Уже три года работаю в компании в одной и той же должности. Все друзья недоумевают : почему я до сих пор еще не уволился? Да, работа скучная, изо дня в день все то же самое. Буквы, слова и предложения — никакого разнообразия. В отпуск я не ходил уже больше года, но не потому, что не пускают, а потому что это бессмысленно: никаких новых сил и стремления работать не появляется. Сейчас на этой работе меня держат только мои коллеги — я к ним очень привязался и не хочу их покидать. И сейчас я стою перед сложным выбором: бросить друзей и работу или продолжать заниматься скучным и выматывающим делом?».

Дмитрий Сейнов: «Безусловно, отпуск этому сотруднику уже не поможет, так как он не избавит Дмитрия от рутинной каждодневной работы. Если он будет продолжать трудиться в этой компании, то кардинально для него ничего не изменится: он будет так же тянуть свою лямку, а вокруг него будут друзья. Понятно, что этому человеку не нужен профессиональный рост, главное для него — комфортное социальное состояние. И в конкретной ситуации рутинность работы компенсируется хорошими отношениями внутри коллектива.

Идеальным выходом из этой ситуации было бы создание собственного небольшого бизнеса, в котором бы трудилось 5-10 человек. Пусть Дмитрий подберет себе команду и будет там хозяином. Его фирманикогда не станет лидером в своей сфере, но работающие там люди будут идеально совместимы друг с другом — а это то, что как раз и нужно Дмитрию для комфортной работы. Они будут радоваться жизни и при этом зарабатывать деньги».

Илья Шабшин: «Дмитрий, как я думаю, совершает ошибку, оставаясь в зоне относительного комфорта и отказываясь из-за этого от профессионального развития, роста и самореализации. Если бы он чувствовал, что работа корректора ему нравится, то можно было бы, не обращая внимания на распространенные сейчас стереотипы, спокойно работать в этой же должности еще много лет. Но Дмитрий описывает свою работу как скучную и выматывающую. Единственная причина, удерживающая, по его словам, от увольнения — коллеги, с которыми сложились дружеские отношения.

Однако у меня есть предположение, что в данном случае большое значение имеют два "скрытых" фактора: неопределенность Дмитрия в своих профессиональных предпочтениях и некоторые коммуникативные трудности, которые у него имеются. Складывается впечатление, что у молодого человека нет ясного представления, чем и в какой сфере он хочет заниматься, в какой деятельности реализовывать свои способности и развиваться. А из-за отсутствия ориентиров трудно отказаться от того, что есть, пусть даже оно и не устраивает. Также возможно, что Дмитрию непросто сходиться с людьми, строить приятельские, дружеские отношения. Ведь, если это так, то, уйдя с работы и оставив коллег-друзей, есть риск остаться в одиночестве.

Я думаю, что Дмитрию стоит задуматься над вопросом: чем же я по-настоящему хочу заниматься? Какую работу мне делать интересно? Затем следует поискать соответствующие варианты, начав, быть может, с той же компании, где Дмитрий работает: вдруг получится и дело по душе найти, и коллег-друзей сохранить? Но если таких вариантов не окажется, то нужно самостоятельно или с помощью психолога разобраться в настоящих причинах "зависания". Это могут быть неуверенность в себе, коммуникативные трудности, характерологические особенности, страхи и т. д. Выявив и проработав эти психологические преграды на пути своего профессионального (и личностного) роста, Дмитрий сможет принять правильное решение».

Алексей Киндялов

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2013, 18:38
Adm
18 рекомендаций, как побороть напряжение и страх в общении с начальством.

Откуда появляется иррациональный страх общения с начальством? И как от него можно избавиться? Как сохранять ясность ума в общении с самым сложным начальником?

Если вы не испытываете напряжения в разговоре с начальством и при этом конструктивно решаете все вопросы, за вас можно только порадоваться. Большинству же похвастаться нечем. Хорошо, если речь идет о некотором недопонимании. Иногда процедура общения с боссом это стресс, по силе сравнимый с экзаменационным стрессом. Как повлиять на ситуацию, что можно предпринять, чтобы при появлении руководства голова оставалась ясной, а речь — четкой и внятной, чтобы не ставили в тупик первые же вопросы и возражения?

Страх перед начальством является одной из социальных, то есть самых распространенных, фобий. Этот страх может быть рациональным, оправданным, если начальник — самодур, от которого можно ждать чего угодно, вплоть до прилюдного оскорбления и унижения. Такое поведение в наше время — не редкость. Но если вы это терпите, значит, у вас есть существенные выгоды, которые не позволяют проявиться самоуважению и закрыть дверь в его кабинет раз и навсегда. Это ваш сознательный выбор. Речь в данной статье пойдет не об этом.

Мы поговорим об иррациональном страхе, который многие испытывают на бессознательном уровне, общаясь с начальством. Откуда он появляется? И как от него можно избавиться?

Первая причина — психологическая. Как говорил доктор Фрейд: все свои проблемы мы приобретаем в детстве, а потом всю жизнь их решаем…

Начальник — это всегда главный, старший по статусу в коллективе, подсознательно его роль воспринимается как отцовская. В традиционной культуре семьи отец был главой на протяжении многих веков. Несмотря на то, что в настоящее время происходит смена ролей в семье, главенствующая роль отца заложена в бессознательном.

Семейное воспитание негласно происходит по двум основным направлениям. Мать дает ребенку опыт любви, передает культуру рода. Отец отвечает за взаимодействие с социумом. Его поддержка и забота создают ощущение защищенности, уверенности в безопасности и подкрепляют самооценку. Наблюдение за жизнью отца и общение с ним прививают ребенку социально полезные цели и идеалы.

Нетрудно понять, что отсутствие отца или его асоциальное поведение снижают адаптивные способности ребенка и повышают внутреннюю тревожность, что впоследствии переносится во взрослую жизнь. У такого человека, как правило, возникают проблемы с позиционированием в социуме. Даже обладая многочисленными талантами, люди с заниженной самооценкой тратят намного больше энергии при установлении контактов и решении вопросов, чем те, которым поддержка отца помогла сформировать нужные навыки общения и отстаивания своих интересов.

Наложение этих двух факторов (повышенной тревожности и отсутствия адекватного опыта общения с отцом) создает дополнительные трудности во взаимодействии с руководством, человеку приходится испытывать тройное давление на психику: разговор с руководителем всегда предполагает ответы на сложные вопросы, внутренняя тревожность и отсутствие опыта общения с адекватным родителем усиливают психологический дискомфорт.

Вторая важная причина возникновения иррационального страха — это непонимание мотивов поведения руководителя. Отсутствие информации об особенностях его личности, целях и истинных намерениях в воображении человека с низкой самооценкой зачастую подменяется всевозможными домыслами о плохом отношении к нему или его работе, мыслями о возможном увольнении.

Любой страх приводит человека в состояние испуганного ребенка. Детское Я следует жизненному принципу чувств. В стрессовой ситуации — это спонтанная реакция страха и последующее приспосабливающееся детское поведение. Чтобы вывести себя из детского состояния, следует уяснить, что такое взрослое Я.

Взрослый воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации. Он умеет управлять эмоциями и использовать их для достижения целей.

Следовательно, необходимо рационализировать свой опыт общения с руководителем, не избегать контакта, а лучше узнать его сильные и слабые стороны, требования к нему со стороны его руководителей, понять, в каких условиях он живет и работает, каким образом предпочитает получать информацию.

Попробуйте воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Всегда помните о жестких условиях, в которых работает практически каждый руководитель. У начальников всегда много дел и мало времени, они часто подвергаются давлению и принимают решения в ситуации цейтнота и нехватки специальных или энциклопедических знаний. Ответственность вашего начальника за бизнес и за персонал намного больше, чем ваша. Самая большая проблема, с которой вы приходите к нему, это, может быть, одна сотая всех его проблем.

2. Как говорит Радислав Гандапас, функция нижестоящего элемента в системе заключается в обеспечении комфорта вышестоящему: прикрывать в опасных ситуациях, переключать на себя неприятных руководителю людей и решение неприятных руководителю вопросов. Каждый раз, заходя к нему в кабинет, постарайтесь забыть, что перед вами начальник и увидеть человека, который может сделать серьезную ошибку.

3. Тщательно готовьтесь к каждой встрече, соберите и проанализируйте всю необходимую информацию, спросите себя: «Какова моя истинная цель? Что я могу сделать для ее достижения?» Это позволит вам в значительной степени снизить внутреннюю тревожность. Не надейтесь на экспромт. Импровизировать в условиях психологического ступора довольно сложно.

4. Каждый раз перед тем, как отправиться к начальнику, посидите спокойно несколько минут и посвятите это время самонастройке. Подумайте о своих талантах, вспомните достижения, приятные минуты побед. Пусть эти воспоминания станут для вас мощным ресурсом, чтобы поднять самооценку и восстановить целостность. Человек транслирует свое внутреннее состояние на окружающих. Когда мы излучаем спокойствие и уверенность, наши собеседники также становятся спокойнее и больше доверяют нашим словам и действиям. А если вы всем своим видом транслируете в окружающее вас пространство информацию о том, что вы — жертва… Любая жертва обязательно найдет своего палача.

5. Часто человек, страдающий заниженной самооценкой и не получающий положительного подкрепления от руководства, старается заполнить пустующую чашу тем, что начинает сам себя хвалить в присутствии начальника, излагает информацию, расставив акценты на собственных заслугах. В результате, речь соскальзывает с актуальной проблемы на незначимые для его руководителя темы. И вместо того, чтобы заработать в глазах руководства дополнительный бонус, такой подчиненный выглядит некомпетентным. Помните, что вы идете к руководству решать вопросы, а не заниматься собственным пиаром. Профессиональный подход к решению проблем — вот лучший пиар. А тщеславие является одним из смертных грехов, поэтому и наказывается. В данном случае, неприятностями на работе.

6. Откажитесь от многословия. Часто, чтобы заглушить стресс, человек начинает много говорить. И часто говорит лишнее, во вред себе. Как сказал один очень уважаемый мной человек: «Нужно говорить только тогда, когда молчать нельзя. Да и то, перед этим нужно посоветоваться с небом». Напишите на стикере и приклейте перед глазами фразу, которая будет работать на вас каждый день: «Я отказываюсь от многословия. Я говорю спокойно и с достоинством. Каждое мое слово — на вес золота. В присутствии любого собеседника я уверен в себе и мыслю конструктивно, ко мне приходят ценные решения».

7. Войдя в кабинет босса, не начинайте «с места — в карьер». Осмотритесь, почувствуйте его настроение. Для этого вам будет достаточно нескольких секунд. Помните о том, что легче встретить понимание собеседника, если темп и звук вашей речи схожи с его. Подстраивайтесь, если хотите чувствовать себя комфортно. Если у шефа неприятности, и он в подавленном состоянии, вряд ли его вдохновит ваш бойцовский настрой и бойкий темп речи. Тогда как спокойное поведение и чуть приглушенный голос будут показывать понимание ситуации и негласную психологическую поддержку. И наоборот, если у шефа сегодня отличное настроение, не нужно портить его своим унылым видом, настройтесь на его волну, и вы увидите, что все разрешится для вас самым наилучшим образом.

8. Если вам сложно установить контакт глаз, это сигналят вам ваши детские страхи, которые стали причиной недоверия к миру. Внушайте себе мысль о том, что вы доверяете своему боссу, а когда он говорит вам о неприятных вещах, это дает вам пищу для развития, и через некоторое время вы увидите, что вам станет легче смотреть ему в глаза.

9. Часто, не успев войти в кабинет, мы обрушиваем на голову своего руководителя основной стресс-фактор: «Звонили из банка, их не устраивает наше здание!». И не важно, что руководитель занят сейчас совсем другим делом и вовсе не помнит наш последний разговор… Входя в его кабинет, прежде всего обозначьте главную тему разговора: «Я — по вопросу нашего кредитного договора с банком N», кратко напомните предысторию вопроса и только затем обозначайте проблему: причины, по которым банк отказывается принять залог. Приходите с решением. Не вешайте на начальника своих обезьян. У него и своих хватает. Формируйте предложения еще на рабочем месте. Напишите список — почему это выгодно для дела, для предприятия, и какие риски при этом могут возникнуть. Научитесь разговаривать с руководителем языком решений, а не проблем (Радислав Гандапас).

10. Никогда не обманывайте своего начальника, даже по мелочам. Маленькая ложь рождает большое недоверие. Если вы чего-то не знаете, лучше так и скажите, но пообещайте при этом в ближайшее время сообщить необходимую информацию. И не забудьте это сделать.

11. Представляйте свою работу только в законченном виде. Старайтесь максимально довести дело до завершения, даже если подозреваете, что начальник может захотеть полностью все переделать.

12. Держите своего босса в курсе всего. Ничто так не раздражает руководителя, чем то, когда посторонние люди знают больше о происходящем в его подразделении, чем он сам. Информируйте своего начальника о состоянии дел с кадрами, о предполагаемых изменениях, о состоянии бюджета и других важных делах. Докладывайте ему о неприятностях заблаговременно и сразу предлагайте решение.

13. Слушайте своего босса внимательно и безоценочно, не старайтесь просчитать в уме, что он сейчас думает о вас. Отдайтесь целиком слушанию и обсуждению, это существенно снизит стресс и приведет вас к наилучшему результату.

14. Начинайте говорить только тогда, когда босс закончит говорить. Высказывайте свою противоположную позицию только после того, как вы поймете его мысль до конца. Если вы не согласны, но вам трудно настоять о своем, помните, что вы говорите «нет» не самому руководителю, а его аргументам. И если вас критикуют, то критикуют не вас как личность, а ваши предложения.

15. Соблюдайте субординацию: решать вопросы с другими руководителями, занимающими одинаковый иерархический уровень с вашим начальником (а тем более, решать вопросы на еще более высоком уровне) вы можете только после согласования с ним.

16. Беспокойных и тревожных подчиненных, как правило, недолюбливают. Любому руководителю и без вас хватает тревог и беспокойства. А тут еще вы со своими детскими проблемами. Если чувствуете, что разволновались и не можете успокоиться, сделайте вдох и прослушайте три удара сердца, вам станет спокойнее. У многих руководителей, какими бы неприступными и успешными они ни казались, часто глубоко внутри также живет маленький перепуганный мальчишка. Поэтому каждому хочется иметь рядом с собой подчиненного, который подкреплял бы в нем уверенность и спокойствие. Внушайте себе, что в вашем присутствии все собеседники становятся увереннее и спокойнее. Тем самым вы поможете не только себе.

17. Еще одна рекомендация для руководителей, у которых, в свою очередь, есть руководители: вы можете быть яркой харизматичной личностью, настоящим профессионалом, вами могут восхищаться ваши подчиненные. Но когда вы общаетесь со своим боссом, забудьте про это, иначе не миновать конфликта. В природе альфа-самцы делят территорию и стараются не заходить на чужую. В корпоративной среде территория уже поделена организационной структурой. Вы можете быть альфа-самцом на своей территории. На территории своего босса используйте рекомендации приведенные выше.

18. И наконец, никто сегодня не отменял симпатии и антипатии. Эти категории не поддаются сознательной тренировке. Это происходит на уровне чутья. С некоторыми людьми вы совпадаете по своим психофизиологическим качествам, а с некоторыми — нет. Вы сами знаете: есть мой человек, который мне нравится сразу и, безусловно, ему прощается многое. А есть не мой человек, его недостатки так и лезут в глаза. И ничего нельзя с собой поделать. Так вот, если вы чувствуете стойкую антипатию своего босса, воспользуйтесь тактикой, которая эффективно работает при безответной любви. Отойдите на расстояние, не лезьте в глаза, займитесь делом и выполняйте его честно. Как правило, у второй стороны сначала появляется вопрос: отчего это вдруг этот несостоявшийся любовник стал таким самодостаточным? А потом начинается анализ былых отношений и часто появляются ответные чувства, похожие на любовь. В рабочей ситуации любви от руководства вам не нужно. Как говорили классики: «Минуй нас пуще всех печалей…». Но сделать отношения более комфортными эти рекомендации помогут.

И напоследок — притча:

Пришел как-то молодой визирь к султану и попросил разрешения слово молвить. И слово это было таково: «О, великий и прочая, взгляни на верного слугу твоего. Я молод, силен, быстр, предан тебе. Но я всего лишь пятый визирь. И посмотри на твоего первого визиря. Он стар, слаб, медлителен. И он первый визирь! Поменяй нас местами. Это будет справедливо». «Постой», — сказал султан. — «Я вижу, на горизонте что-то пылит. Ты бы поехал, разузнал, что там». Пятый визирь понял, что это испытание, бросился в седло и с гиканьем унесся за горизонт. Спустя время он прискакал обратно и доложил: «Это идет караван, мой господин». «Куда идет караван?» — полюбопытствовал султан. И снова молодой визирь отправился в путь. «В Бухару», — привез ответ он. «А откуда?» — поинтересовался султан. Еще один рейс. «Из Каира». «Что везет?»… Несколько часов провел визирь в седле, но у султана появлялись все новые и новые вопросы. И когда уже совсем готовы были упасть и пятый визирь, и его конь, к султану на старом муле подъехал старый подслеповатый первый визирь.

Началась долгая процедура приветствия. «Постой», — сказал султан. — «Я вижу, на горизонте что-то пылит. Ты бы поехал, разузнал, что там». Пятый визирь ухмыльнулся, ибо понял, что и это испытание. Нехотя и вяло первый визирь отправился в путь. Уже смеркалось, когда он вернулся и, отдышавшись, обратился к своему султану. «Идет караван», — сказал он. — «Из Каира в Бухару, везет шелка, тридцать шесть тюков. Планирует продать их в Бухаре по двадцать пять золотых за тюк. Караванщик Саад готов продать всю партию по двадцать …но это еще не все, мой господин, я договорился в Бухаре, что у нас заберут всю партию по двадцать два». Мудрый султан посмотрел на пятого визиря и спросил: «Понятно?». «Понятно», — ответил молодой визирь, получивший один из самых полезных уроков своей жизни.


Марина Летицкая, E-xecutive

Психология: личность, работа и бизнес.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 ноя 2013, 17:57
Adm
Стрессоустойчивость: компенсация рисков.

В объявлениях о поиске сотрудников очень часто как требование указывают «стрессоустойчивость». Что же это такое, и как разобраться, насколько вы стрессоустойчивы?

Стресс – это особая реакция организма, возникающая на сильный раздражитель. Соответственно, стресс может быть совершенно разный: интенсивная напряженная работа, умственное напряжение, некомфортная эмоциональная обстановка, экологическая нагрузка, физическая нагрузка и т.п. Кто-то спокойно воспринимает импульсивного начальника, но не может поздно вставать, а кто-то, напротив, очень продуктивен в утренние часы, но абсолютно беззащитен перед психологической нагрузкой. Для кого-то частые командировки являются приятным бонусом, для кого-то – тяжелейшим переживанием. Иногда не просто понять, какая именно нагрузка станет той самой каплей, которая переполнит чащу терпения организма, и он выдаст стрессовую реакцию.

Стрессовая реакция – штука довольно серьезная. У нас в стране не принято всерьез относиться к таким вещам, как депрессия, психоз, невроз. Некоторые люди считают, что перенапряжение, которое прорывается в истериках или неадекватной эмоциональной реакции, является простой невоспитанностью. А некоторые настолько сдерживают себя, что это напряжение переходит в появление или обострение болезней. И тот, и другой подходы ведут к усугублению проблемы, в конечном итоге влияя на производительность труда и уровень жизни, не говоря о проблемах в личной жизни и со здоровьем. Поэтому способность человека противостоять стрессам является выгодным преимуществом на рынке труда. Соответственно, есть большой соблазн считать себя стрессоустойчивым: признаваться в слабостях мало кто любит, особенно, когда речь идет о конкуренции за высокооплачиваемую позицию.

Тем не менее, имеет смысл предварительно взвесить риски у позиции, изначально заявленной как стрессовой, что бы не подразумевалось: переработки, гневный начальник, рваный ритм жизни в командировках и т.п. Риски заключаются в том, что снисхождения, жалости к проявлениям слабости не будет. Работодатель как бы снимает с себя ответственность за напряженность условий работы, и попытки изменить ситуацию после трудоустройства встретят в лучшем случае непонимание, а в худшем – увольнение. Соглашаясь на стрессовую вакансию, кандидат обрекает себя на месяцы и годы труда в сложных условиях, и такая работа вполне может привести к непоправимым последствиям для жизни кандидата. Поэтому, прежде чем начать рассматривать привлекательность заработной платы и карьерных перспектив предложенной вакансии, имеет смысл расспросить работодателя, какого рода стрессы имеются в виду, как часто происходят стрессовые ситуации, каковы варианты дополнительных компенсаций, как руководство компании относится к дополнительным компенсационным пакетам вроде добровольного медицинского страхования, членства в спортивном клубе, предоставления отпуска за свой счет, существует ли в компании практика предоставлять такси сотрудникам, задержавшимся на работе за полночь, оплачивать питание и т.д. Реакция на эти вопросы со стороны работодателя о многом скажет, например, о том, насколько компания, декларирующая стрессовость работы, заботится о сохранении работников. Или, говоря проще, какова тактика действий в случае профессионального выгорания: увольнение без «парашюта», или поддержка и компенсация вреда, с тем, чтобы сотрудник имел возможность продолжать работать пусть в напряженных, но переносимых условиях.

Потому что, к сожалению, необходимо признать, - работодатель иногда ищет стрессоустойчивого кандидата с тем, чтобы не тратить деньги на компенсацию сложных условий труда. И в таком случае стоит тщательно взвесить необходимость именно этой строчки в резюме и ценность того опыта, который вы можете получить на данной позиции в данной компании.

Автор: Нина Архипова, PR Менеджер, Кадровый Центр Эталон. www.etalon-centr.ru