Страница 27 из 73

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 12:12
Adm
Обучение. Развитие. Управление талантами.

Полезная информация в шапке и теме постоянно обновляется, читайте новые статьи и рекомендации в сообщениях ниже!

У нас есть отдельный раздел форума для самых интересных новостей, полезных статей и их обсуждения по данной тематике, который находится ЗДЕСЬ.


Читайте наши рекомендации, внимательно изучайте советы профессионалов, представленных в этой теме и на нашем форуме - и Вы обязательно поднимете профессиональный уровень сотрудников и научитесь управлять лучшими из них!

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 мар 2014, 17:18
Adm
Около 600 топов Сбербанка будет попадать под обязательную ротацию каждые пять лет.

Нововведение коснется председателей территориальных банков (17 штук), руководителей и их заместителей в головных отделениях Сбербанка (64 штуки), а также директоров департаментов центрального аппарата.

Подробней можно прочитать ЗДЕСЬ.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2014, 15:29
Adm
МГУ вышел из топ-50 лучших вузов.

Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ) покинул список 50 лучших вузов мира, составленный британским изданием Times Higher Education. Соседи МГУ по рейтингу — американские университеты Миннесоты и Огайо. Тем не менее в самом МГУ считают присутствие в рейтинге престижным, поскольку Московский университет стал единственным российским вузом, попавшим в список Times.

Британское издание Times Higher Education опубликовало репутационный рейтинг 100 лучших вузов мира. МГУ занял место в шестом десятке (между 51-м и 60-м местом). В 2013 году МГУ занимал 50-е место, в 2012-м — 276-е, в 2011-м — 33-е.

В тройке лидеров — американский Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, калифорнийский Стэнфордский университет. Затем идут английские Кембриджский и Оксфордский университеты, Калифорнийский университет в Беркли, Принстонский университет, Йельский университет. Первую десятку замыкают Калифорнийский технологический институт и Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. В списке самых престижных вузов больше всего американских (46). В перечень также попали десять британских вузов, шесть немецких, пять австралийских, пять японских, четыре голландских.

В 2014 году соседями МГУ в шестом десятке стали университеты Миннесоты и Огайо. Как заявил ИТАР-ТАСС главный редактор рейтинга Фил Бэйти, при проведении исследования рассматривались кандидатуры 6 тыс. вузов со всего мира, при этом Россия была представлена практически всеми вузами.

«Московский университет является единственным из российских вузов, представленным в этом рейтинге. При этом МГУ занимает в нем устойчивую позицию, составляя достойную конкуренцию лучшим университетам мира. Это заслуженная оценка нашей работы, и она подтверждает, что МГУ выбрал верный вектор развития своей образовательной и научно-исследовательской системы»,— заявил ректор МГУ Виктор Садовничий.

Напомним, согласно указу президента Владимира Путина, к 2020 году российские университеты должны попасть в топ-100 трех глобальных международных образовательных рейтингов. В частности, в 2012 году в Шанхайском рейтинге оказались МГУ (80-е место) и СПбГУ (в пятой сотне). Специалисты QS в 2012 году отметили сразу 14 учебных заведений из РФ: МГУ на 116-м месте, СПбГУ — на 253-м, остальные были разбросаны между третьей и восьмой сотнями. Для исправления ситуации государство выделило в 2013 году 9 млрд руб.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 мар 2014, 11:24
Adm
Минобрнауки РФ запретило студентам восстанавливаться в другие вузы.

МОСКВА, 7 марта. Минобрнауки России опубликовало новый порядок приема в вузы, в котором отсутствует процедура, позволявшая отчисленным студентам восстанавливаться (поступать на второй и последующие курсы) в другой вуз. Согласно документу, прием на обучение осуществляется только на первый курс.

«Возникает ситуация, когда студенты, ушедшие из одного высшего учебного заведения, не могут поступить в другое, даже при наличии в последнем вакантных бюджетных мест», — комментируют нововведение в Российском студенческом союзе, отмечая, что крайне обеспокоены вводимыми изменениями.

«Единственно возможным вариантом продолжения обучения в другом вузе остается восстановление на изначальное место учебы с последующим переводом в желаемый вуз. Такой порядок является чрезмерно сложным и излишне бюрократизированным и, как правило, не допускает продолжения обучения за счет бюджетных ассигнований», — отмечают в РСС.

В студсоюзе считают, что необходимо внести изменения в приказ Минобрнауки России, вернув отчисляемым из образовательных организаций обучающимся возможность поступать на второй и последующие курсы в другие вузы.

Отметим, что действовавший ранее порядок приема в вузы, допускал прием на второй и последующие курсы на основании академической справки, в которой указаны дисциплины, изученные студентом в вузе, из которого он отчислен, либо на основании диплома о неполном или полном высшем образовании.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2014, 16:21
Adm
Школьников оставят на второй год за плохую сдачу ГИА.

Учеников девятых классов, которые не смогут сдать обязательные государственные аттестационные экзамены по русскому языку и математике, не допустят до учебы в старшей школе. Об этом сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России Сергей Кравцов.

— С этого года Государственная итоговая аттестация учеников девятых классов входит в штатный режим, — объявил глава надзорного ведомства на пресс-конференции в Москве. — Весной в ней примут участие порядка 1,3 миллиона человек. Обязательные предметы — русский язык и математика, без их успешной сдачи аттестат об окончании основной школы не получить. Поэтому ни в десятый класс, ни в профтехучилища таких учеников принять не смогут.

У тех, кто напишет работу на основном экзамене на два балла, будет вторая попытка через несколько дней. Если и на пересдаче добиться удовлетворительного результата не получится, аттестат не выдадут.

Как именно будут поступать с девятиклассниками, завалившими обязательный итоговый экзамен, решат в ближайшие месяцы — Рособрнадзор готовит соответствующий документ. Вариантов несколько, наиболее вероятные: оставить по-старинке «на второй год» или отправить на самоподготовку.

В остальном Государственная итоговая аттестация (ГИА) будет очень сильно напоминать Единый государственный экзамен у выпускников 11-х классов. Правда, с некоторыми значительными особенностями.

За проведение ГИА отвечают регионы. Единственное, что будет одинаковым для всей страны — задания. Их подготовил Федеральный институт педагогических измерений по заданию Рособрнадзора. Всего разработчики придумали около 40 тысяч вопросов, они все размещены в Интернете в открытом доступе. Из них региональные управления образования скомпонуют билеты. Эта процедура завершится за несколько дней до экзаменов. Местными силами будет организована и проверка работ.

— Для учеников, поступающих в профильные старшие классы, региональные власти могут установить обязательный к сдаче дополнительный предмет по выбору, — добавил Сергей Кравцов. — Например, в N-ской области всем, кто собирается пойти в естественно-научное отделение старшей школы, надо будет сдать физику, а в республике Z — химию. Но ученик общеобразовательной школы, который никуда переводиться не собирается, сдаст только два обязательных экзамена.

Местные власти отвечают и за подготовку пунктов приема экзамена. На ГИА, как и на ЕГЭ, запрещено иметь с собой телефон и любые шпаргалки, пользоваться помощью из вне и списывать у соседей по аудитории. Как именно контролировать эти запреты и какие силы привлекать в общественные наблюдатели в каждом регионе решат самостоятельно.

— Участники ГИА сдают экзамен по тем правилам, которые, ориентировочно, будут через два года на ЕГЭ, когда те же самые ученики выпустятся из 11-го класса, — объяснил Серей Кравцов. — Поэтому в ГИА уже в этом году появятся говорение на экзамене по иностранному языку, сдача информатики на компьютерах, лабораторные работы по физике и химии (при наличии такой возможности) и другие новшества. Учителя и школьники про них уже давно знают. Мы специально сначала все внедряем на ГИА, чтобы по возможности не вводить ничего нового для ученика на ЕГЭ. Выпускник 11 класса на Едином госэкзамене будет делать только то, с чем уже справился два года назад на итоговой аттестации за курс основной школы.

Расписание ГИА-2014

Основной этап

28 мая (среда): обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ

31 мая (суббота): математика (обязательный экзамен)

3 июня (вторник): география, история, биология, иностранные языки, физика

6 июня (пятница): русский язык (обязательный экзамен)

Досрочный этап

21 апреля — 17 мая

Дополнительный этап

10 июня — 19 июня.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 мар 2014, 16:39
Adm
Глава Минкомсвязи предлагает создать в школах IT-классы.

МОСКВА, 18 мар — РИА Новости. Специальные классы для подготовки будущих IT-cпециалистов предлагает открывать в российских школах Глава Минкомсвязи России Николай Никифоров.

«Сегодня мы начинаем реализовывать проект по IT-образованию в школах. Программисты, как и спортсмены, та группа людей, с которой нужно работать с как можно более раннего возраста. Считаю, что в школах могут быть отдельные IT-классы, обучение в которых может проходить с участием экспертов в IT-отрасли», — сказал Никифоров во вторник на заседании коллегии Минобрнауки РФ.

Он добавил, что в 2013 году Минкомсвязи предложило правительству РФ создать автономную коммерческую организацию, которая займется развитием олимпиадного движения в области IT.

Ранее сообщалось, что кружки и классы по направлению informational technologies появятся в московских школах с 1 сентября 2014 года. С 5 класса будут организовываться соответствующие кружки, а в 10-11 классах будут созданы классы, ориентированные на IT отрасль.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 мар 2014, 16:49
Adm
С 2015 года школьники смогут выбирать уровень сложности ЕГЭ по некоторым предметам.

МОСКВА, 18 марта. /ИТАР-ТАСС/. Российские школьники с 2015 года могут получить возможность выбирать уровень сложности ЕГЭ по ряду предметов. Об этом сообщила вице-премьер Ольга Голодец на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ по итогам 2013 года.

По словам Голодец, одной из важных новаций в старшей школе стал переход на многоуровневые подходы к образованию по отдельным предметам. «Надеюсь, что с 2015 года мы сможем дать этому проекту особый импульс и в составе ЕГЭ предложить несколько вариантов сдачи: базовый вариант и вариант повышенной сложности», — сказала она.

Таким образом, по словам вице-премьера, «ребята с самого начала смогут правильно и рационально использовать свое время в старшей школе, выбирая себе тот курс, который необходим». Голодец уверена, что такой подход сможет «серьезно поддержать систему мотивации образования в старшей школе».

Экзамены по уровням

Ранее стало известно, что первый эксперимент по внедрению двухуровневого ЕГЭ планируется провести в 2014 году. В частности, при поступлении в технический вуз абитуриенту придется сдавать профильную математику и базовый русский язык. А при поступлении в гуманитарные высшие учебные заведения — профильный русский язык и базовый уровень математики.

Сейчас задание ЕГЭ состоит из трех блоков: А (тесты с вариантами готовых ответов), B (требуется ответ из одного или нескольких слов, букв или чисел), C (требуется развернутый ответ). По словам специалистов, в базовый вариант войдут задания блока B, в профильный — А и C.

Проект «Понятная математика»

В конце февраля министр образования и науки Дмитрий Ливанов одобрил инициативу московских коллег по разделению школьного курса математики на три уровня сложности для разных учеников.

Департамент образования столицы предложил изменить подход к преподаванию математики в школах, чтобы дать ученикам 5-11-х классов возможность выбрать, на каком уровне изучать предмет. Как сообщил руководитель центра педагогического мастерства департамента Иван Ященко, школам предлагается с 5-го класса формировать отдельные группы: математика «для повседневной жизни», прикладная для технических профессий и высший уровень — математика как искусство. Ященко подчеркнул, что «все школьники изучат предмет настолько, чтобы без проблем сдать федеральные экзамены».

Ливанов подчеркнул, что эта инициатива рассматривается как эксперимент по апробации основных положений концепции развития математического образования, которая была принята правительством в конце прошлого года.

Она, в частности, предполагала примерно такие подходы к изменению преподавания математики в школе. Задачу проекта Дмитрий Ливанов видит «в том, чтобы для каждого ребенка создать именно такую траекторию математического образования, которая бы, с одной стороны, в максимально полной степени отвечала его способностям и возможностям, а с другой — его целям, жизненным приоритетам».

Глава Минобрнауки не считает, что дифференциация школьного курса математики может помешать возрождению в современной России инженерного образования и инженерного корпуса.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 мар 2014, 16:37
Adm
Рособрнадзор подготовил рекомендации по ЕГЭ для выпускников, учителей и родителей.

МОСКВА, 24 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Виктория Еремина/. Рособрнадзор подготовил брошюры-рекомендации для выпускников, учителей и родителей по актуальным вопросам проведения единого государственного экзамена. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства. Ознакомиться с брошюрами с правилами сдачи ЕГЭ, а также с информацией о том, как подать апелляцию, либо пересдать какой-то из экзаменов можно на официальном информационном портале ЕГЭ.

«Мы стремимся использовать все имеющиеся инструменты для информирования выпускников, их родителей и учителей о ключевых аспектах единого госэкзамена: календаре ЕГЭ, порядке проведения, психологической подготовке, вопросах апелляции и многом другом», — передают слова руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова в пресс-службе.

Глава ведомства уверен, что активная информационная кампания, которую проводит Рособрнадзор, позволит не только вооружить участников экзамена необходимыми знаниями, но и создаст спокойную атмосферу для выпускников и их окружения.

Что рекомендует Рособрнадзор

Брошюра для выпускников содержит правила поведения учащихся на ЕГЭ, вопросы использования дополнительных материалов на экзаменах, важную информацию по апелляциям, правила работы выпускников с экзаменационными материалами, а также психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

Брошюра для родителей включает вопросы психологической подготовки и поддержки ребенка со стороны семьи, рекомендации для самоорганизации при подготовке к экзамену, советы по профессиональной ориентации.

Брошюра для учителей ориентирована, прежде всего, на тех педагогов, ученики которых впервые будут сдавать единый госэкзамен, и содержит советы по психологической поддержке детей, необходимые педагогические практики, профориентационные тесты, рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену учеников.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 мар 2014, 18:11
Adm
Крымские выпускники смогут поступать в российские вузы без сдачи ЕГЭ.

13 тыс. выпускников крымских школ в 2014 году должны получить аттестат и иметь возможность поступать в российские колледжи, техникумы, вузы. По словам министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, от крымских выпускников не будут требовать сдачи ЕГЭ, так как они учились по другой программе, а для получения аттестата им будет достаточно сдать выпускные экзамены. Правда, пока остаётся открытым вопрос, по каким именно предметам. Прежде выпускники в Крыму сдавали украинский язык, историю Украины или математику.

«Выпускники крымских школ, вероятнее всего, получат аттестаты уже российского образца», - цитирует «Российская газета» председателя Всероссийского педагогического собрания, ректора МГУТУ им. Разумовского Валентину Иванову, которая только что вернулась из Крыма, где встречалась с педагогами и выпускниками школ.

По её мнению, Минобрнауки России, скорее всего, сможет принять решение о дополнительных льготах жителям Крыма при поступлении в российские вузы в 2014 году.

«Наверное, можно было бы принимать во внимание и итоги Внешнего независимого тестирования, которое проводится на Украине аналогично нашему ЕГЭ», - считает Валентина Иванова.

Что касается аттестатов и 12-балльной системы оценок, принятой до последнего времени в крымских школах, то здесь проблем, по мнению Ивановой, не возникнет. В России есть шкала перевода таких оценок. И даже если в аттестатах будут стоять 10, 11 или 12 баллов, в любом вузе знают, как пересчитывать оценки.

По мнению ректора РУДН Владимира Филиппова, можно одновременно с аттестатом утвердить российский эквивалент, чтобы не усложнять выпускникам жизнь в оставшиеся месяцы.

«У РУДН накоплен огромный опыт по взаимодействию с разными странами, где приняты разные системы оценок и разные формы документов. Мы знаем, как их приводить в соответствие с нашей системой образования и как проверить знания абитуриентов», - отметил Филиппов.

Эксперты считают, что для полного перехода на российскую систему образования Крыму понадобится от трёх до пяти лет.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 мар 2014, 17:29
Adm
Рогозин: Знания стали не менее мощным оружием, чем привычные виды вооружений.

Мировой статус любого государства тем выше, чем больше в нем рождается и проявляется высококлассных специалистов, способных на научные прорывы. В современном мире знания сами по себе становятся оружием зачастую не менее значимым, чем привычные виды вооружений.

Меняем станок на цифру

Весь мир, и наша страна в том числе, вступают в эпоху шестого технологического уклада. Именно он по прогнозам специалистов через 25-30 лет станет доминирующим в экономике развитых стран. Технологический уклад - это определенный уровень развития производительных сил, совокупность сопряженных производств, имеющих единый технологический уровень и развивающихся во многом синхронно. Это важнейший термин теории научно-технического прогресса.

Напомню, что сегодня основная часть производственных мощностей России находится на стадии четвертого технологического уклада, битву за который СССР в свое время успешно выиграл. И если в США уже около 60% производств действуют в рамках пятого уклада, то у нас эта цифра ограничивается пока всего 10%. Вот почему именно качественный прорыв сразу в шестой ТУ, минуя технологии пятого поколения, является для нас стратегически важным вызовом.

Уже сегодня очевидно, что базовыми отраслями шестого ТУ станут био- и нанотехнологии, методы генной инженерии, мембранные и квантовые технологии, наноэлектроника, нанофотоника, молекулярная фотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия и другие. А производство как самих товаров массового потребления, так и средств их производства будет осуществляться так называемыми цифровыми фабриками, которые позволяют максимально индивидуализировать производство, приспосабливая товар под потребности конкретного человека.

И здесь возникают очевидные вопросы: а какой работник потребуется для обслуживания подобных цифровых фабрик и где его взять? Уже сейчас понятно, что речь пойдет, прежде всего, о проектировщиках, способных генерировать "производство по запросу", программистах-переводчиках спроектированного продукта в цифровой код, введение которого в систему приведет к созданию готового изделия. Понадобятся и другие, прежде всего технические специалисты, способные эффективно обслуживать становящуюся все более роботизированной, автономной и "умной" технику, вплоть до взаимодействия с искусственным интеллектом. И сегодня мне хотелось бы подробнее поговорить о том, каким образом наша страна могла бы выучить и обрести подобных и иных специалистов, остро требующихся ей для поступательного развития в рамках шестого ТУ.

Кадры решают все

Эти слова, сказанные почти 80 лет назад Сталиным, стали и лозунгом, и руководством к действию. Сохранили они свою актуальность и сегодня. По моему убеждению - залог процветания нашей страны, наш главный стратегический ресурс, способный вывести Россию в мировые лидеры, - это наши сограждане, их способности и таланты, высокий интеллект, умение нестандартно мыслить и не бояться решать самые сложные задачи.

Создать для наших специалистов комфортные условия жизни и работы, стимулировать тех, кто уехал вернуться в страну, - наш первейший приоритет. Только собрав все свои силы в единый мощный кулак, приведя нашу систему образования и науку к требованиям времени, мы сможем осуществить задуманное.

По данным консалтинговых агентств, сегодня на рынке труда в России имеет место острый дефицит инженеров и квалифицированных технических специалистов, особенно характерный для регионов с развитой промышленностью. Например, такой голод остро испытывают промышленно развитые Ленинградская и Калужская области, где открыли свои представительства крупные западные автогиганты. Здесь (да и не только здесь) идет настоящая "охота за головами" квалифицированных работников, будущих инженеров разбирают уже со второго-третьего курсов вузов. И это при том, что техническим специалистам обычно предлагают зарплату на 40-45% выше средней по региону, расширенный соцпакет и широкие возможности для дополнительного обучения и карьерного роста. Одна из основных проблем здесь в том, что только треть выпускаемых вузами "технарей" идут работать по специальности, остальные ищут применение своим талантам в других сферах, в том числе, стремятся открыть собственный бизнес.

Серьезную обеспокоенность нарастающим дефицитом технических специалистов еще в 2010 году высказал в своей статье, опубликованной в немецкой Suddeutsche Zeitung, Владимир Путин, отметив, что это проблема не только России, но и стран ЕС. По его мнению, все меньше талантливых молодых людей стремятся получить техническое образование потому, "что не видят для себя перспектив в качестве инженеров или квалифицированных рабочих". Словно вторя ему, эксперты отмечают значительный дисбаланс между популярными профессиями и востребованными, и следовательно - дисбаланс в предпочтениях абитуриентов при выборе будущей специальности. Так, по данным социологов, большинство россиян остаются уверенными, что наличие диплома юриста, экономиста или менеджера гарантирует в будущем высокий социальный статус и стабильный доход. В реальности же наиболее перспективной на сегодня по совокупности факторов является профессия IT-специалиста, на втором месте, как ни странно, - инженера.

Казалось бы, вывод прост: следует возродить советский опыт массового производства выпускников различных инженерно-технических специальностей и дело с концом. Однако здесь препятствием встает переход отечественного высшего образования на систему бакалавриат-магистратура.

По мнению авторитетных ученых (в том числе академика РАН, лауреата Государственных премий СССР и России в области науки и техники Е.Н. Каблова), из бакалавра, в связи с отсутствием практики, вряд ли получится сделать хорошего "технаря". А ведь в магистратуру поступают далеко не все. Так почему бы нам в этом вопросе вместо копирования не всегда подходящих нам западных образцов не обратиться к собственному, вполне успешному прошлому опыту?

Советский опыт глазами НАТО

Передо мной - доклад доктора Ц.Р.С. Мэндерса "Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР", озвученный им 22-23 апреля 1959 года на заседании Комитета по вопросам науки Совета Североатлантического союза (НАТО). В нем он отмечает, что при своем создании Советский Союз столкнулся с "огромными трудностями": отмечался дефицит продовольствия, широко была распространена неграмотность. "Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, - отмечает д-р Мэндерс, - а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство". "Это достижение, которое не знает равных", - заключает он.

С американским экспертом трудно не согласиться. И даже не столько в его высокой оценке достижений молодого советского государства, сколько в главном выводе, к которому он приходит по итогам своего анализа - ключевую роль в случившемся рывке сыграло развитие в СССР научно-технического образования.

Советские руководители отлично понимали, насколько страна нуждается в грамотных инженерах, конструкторах, изобретателях и разработчиках. Перед нашим образованием стояла задача их подготовить, причем на бесплатной основе. И оно с ней справилось. В годы "застоя" притчей во языцех был ныне замалчиваемый факт о том, что средний советский десятиклассник по знанию технических дисциплин одной левой укладывал на лопатки американского студента-третьекурсника из ведущего профильного вуза. Недаром президент США Р. Рейган как-то обмолвился, что "самое мощное оружие русских - это их образование".

Оценка неудивительна, если вспомнить, что американская система ориентирована на подготовку в основном "ремесленников", способных не особенно задумываясь выполнять требуемый набор действий. Наша система готовила специалистов, способных мыслить глубоко, широко и разносторонне, в различных областях, зачастую на их стыках. Именно такая подготовка способствовала появлению не имеющих мировых аналогов разработок. Такие разработки остро нужны стране и сегодня. Для этого не хватает главного - разработчиков.

Возвращение неблудных сыновей

Задача заняться воспитанием новых научно-технических кадров для российской оборонки (и не только) поставлена мною перед Фондом перспективных исследований. Напомню, что он создан в конце 2012 года. Его основная задача: содействовать осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска. А также достижение качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.

Иными словами, Фонд организует поиск, отбор и апробацию прорывных оборонных технологий, и технологий двойного назначения. Эта организация работает по совершенно новой для нашей страны методике - реализует свои проекты, создавая на базе крупнейших научно-исследовательских и производственных центров свои лаборатории, осуществляющие высокорисковые исследования по основным направлениям научно-технического прогресса. И подход здесь такой: каким бы большим ни было НИИ или предприятие, сколько бы тысяч человек на нем ни работало, проектом Фонда занимается небольшая лаборатория из нескольких десятков человек, которая непосредственно замыкается на научного руководителя института или генерального конструктора завода.

Естественно, работа ведется на новейшем оборудовании, в лабораториях Фонда занята преимущественно молодежь. Финансирование деятельности лабораторий осуществляется абсолютно прозрачно и полностью подотчетно. Это позволяет формулировать для ученых достаточно амбициозные проектные задания с возможностью для них работать на перспективу - от трех и более лет.

Сегодня очевидно, что достичь прорыва на тех или иных технологических направлениях без мощной концентрации научных и производственных ресурсов будет крайне затруднительно или попросту невозможно. Поэтому одна из задач Фонда - найти центры компетенции в самых различных областях, сплотить на их основе молодых ученых, конструкторов, разработчиков передовых научно-технических идей и попытаться воплотить их проекты в опытные образцы.

Основной движущей силой этого процесса, как я уже говорил, должна стать молодежь. Тем более что подобные прецеденты (высокоэффективного решения сложнейших задач в крайне сжатые сроки) в нашей стране были. Вспомним, что в 40-е годы прошлого века наш ВПК поднимал молодых людей в возрасте 30-35 лет, чьи имена впоследствии составили мировую славу отечественной оборонки. А значит, у нас есть реальная надежда воспитать и новых Королевых, и новых Келдышей, и новых Калашниковых.

Нестандартность и привлекательность предлагаемых Фондом условий можно проиллюстрировать и тем, что для работы в его лабораториях из-за границы возвращаются молодые специалисты, нередко уже потерявшие надежду быть востребованными в России. Кроме того, совместная работа в рамках лабораторий ФПИ позволяет аккумулировать знания и навыки, обмениваться опытом специалистам, ранее работавшим зачастую в разных частях света. А это способно давать ошеломляющие результаты.

Приведу и конкретный пример. Молодой перспективный российский ученый-физик Александр Барышев, начавший свою научную деятельность младшим научным сотрудником Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе в Санкт-Петербурге, защитив кандидатскую диссертацию, оказался в Японии, где с 2003 года вел активную научно-исследовательскую работу в Технологическом университете г. Тойохаши. Сегодня он возвращается в Россию, чтобы возглавить экспериментальную группу по исследованию свойств плазмонных структур для квантового усиления излучения лаборатории наноплазмоники, созданной Фондом перспективных исследований на базе ВНИИА им. Н.Л. Духова. И этот пример, что отрадно, далеко не единственный.

Фактически можно вести речь о том, что перед Фондом стоит задача создать своеобразный социально-технологический лифт для молодых и дерзких коллективов, которые действительно хотят основательно заниматься серьезным, перспективным делом. В этих вопросах Фонд активно сотрудничает с Министерством образования и науки РФ. Так, в феврале 2014 года между ними было заключено соглашение о взаимодействии, открывающее дорогу широкому созданию лабораторий Фонда в ведущих подведомственных министерству университетах. Выражаю надежду, что это станет еще одним шагом для привлечения нашей талантливой молодежи в сферу научных исследований и технологических разработок.

Учиться будем за границей

Разумеется, только деятельностью ФПИ проблему воспитания кадров для шестого технологического уклада в России не решить. Сегодня очевидно, что львиную долю работы по прорыву страны на новые технологические высоты должны и могут сделать "практические технари" - выпускники так называемой системы профтехучилищ. Главной задачей последних была и остается подготовка квалифицированных рабочих, которые могли бы успешно работать на современной технике, знали бы технологию производства, умели управлять сложными технологическими процессами. Постоянно усложняющиеся технологии ведут к неизменному возрастанию требований к рабочим-профессионалам. И здесь мы сталкиваемся с еще одной серьезной проблемой.

Действующая, отраслевая и во многом привязанная к потребностям конкретных производственных предприятий (раньше большинство выпускников ПТУ и техникумов заранее знали, что пойдут работать на тот или иной завод) система профтехобразования сегодня испытывает значительные трудности. В нынешних средних специальных учебных заведениях вынуждены зачастую обеспечивать обучение будущих квалифицированных рабочих на морально устаревшем оборудовании. Понятно, что при таких вводных наш путь к шестому ТУ может растянуться на десятилетия. А люди, которые не просто умели бы работать на новейшем оборудовании, создавать его новые образцы, а и понимали бы сам дух и философию новых форм производства, необходимы стране сейчас.

Очевидно, что со столь масштабной проблемой одним махом не разделаться. Поэтому предлагаю подумать над проведением федерального образовательного эксперимента. Его суть - создание в стране трех-четырех (например, по одному в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах) "профтехучилищ шестого уклада". Иными словами - крупных учебно-производственных центров цифрового производства, которые позволяли бы учащимся не только получать технологические знания уровня шестого ТУ, но и практически применять их здесь же, на "цифровых фабриках".

Мы бы не только начали целенаправленно формировать социальный слой "технарей" новейшего поколения, но и получили бы возможность приблизиться к пониманию того, что это будет в перспективе за социальная группа, какие у нее будут приоритеты и потребности, какое место она может занять в социальной структуре общества.

В рамках стоящих перед нами задач не следует забывать и о такой форме практического обучения, как погружение в уже созданные среды шестого ТУ. В свое время Петр Великий личным примером обучения делу кораблестроения в Европе придал мощный импульс развитию в России целых производственных отраслей, создал с нуля боеспособный флот и вывел страну на уровень великой морской державы. Так почему бы и сегодня нам не направлять своих "технарей" обучаться технологиям шестого уклада за границу за счет государства при условии их дальнейшей работы на Родине?

На мой взгляд, обучение за рубежом можно было бы сочетать с приглашением преподавателей ведущих иностранных вузов в Россию. А также приглашением на работу к нам лучших иностранных выпускников с выдачей им российского гражданства.

Задачи по математике

Все вышесказанное не отменяет простого вопроса: с чего же все-таки начинать? Еще Руссо говорил, что "самое трудное - это начало". И начинать здесь, как мне представляется, придется со школы.

В сегодняшней школьной программе (особенно по сравнению с советским периодом) заметно сокращено преподавание основных технических дисциплин - математики и физики. В то же время ученые пришли к выводу, что именно изучение математики формирует у ребенка способность к логическому мышлению или, как говорят программисты, по-своему, "форматирует мозг". А занятия физикой в наибольшей мере способствуют формированию будущего научного мировоззрения. Не говоря уже о том, что как раз физико-математические науки служат основой научно-технического прогресса, в том числе и в рамках шестого ТУ. Подавляющее большинство перечисленных мною в начале статьи его базовых отраслей так или иначе связаны с физикой. А значит, в наших коренных интересах поднять изучение физики и математики в школе на качественно новый уровень.

И начать здесь можно было бы с того, чтобы увеличить число часов преподавания естественных наук в старших классах российских школ и, соответственно, видоизменить систему подготовки и переподготовки учителей - физиков и математиков. (О важности последнего можно судить по тому, что только на 2014 год правительство США выделяет дополнительно 5 млрд долларов на переподготовку школьных учителей - естественников). Сюда же можно отнести возрождение на новом уровне системы так называемых специализированных физико-математических школ (лицеев, колледжей) - этими вопросами в рамках своей компетенции могли бы заняться руководители субъектов Российской Федерации. Нам нужно подумать, как стимулировать развитие школьного олимпиадного движения по физике, математике, химии, биологии; расширить число получаемых их победителями и призерами бонусов (от приоритетного поступления в профильные вузы до денежного вознаграждения и т.д.). Иными словами, сделать все, чтобы глубоко и предметно изучать естественные науки стало, как выражается нынешняя молодежь, "круто" еще со школы. Очевидно, что потребуются и иные меры.

* * *

Разумеется, данная статья не является исчерпывающей для такой сложной и многогранной темы, как формирование кадрового потенциала для обеспечения шестого технологического уклада в нашей стране, и автор не испытывает по этому поводу никаких иллюзий. Скорее, ее следует рассматривать как некую вводную в тему, приглашение к обсуждению насущного для всех нас вопроса.

Досье "РГ"

Нанофотоника - одно из самых перспективных направлений нового технологического уклада. Замена передачи информации с помощью электрических или электромагнитных импульсов на передачу их при помощи световых волн - станет поистине революционным событием. При этом нанофотоника не заменит электронику, она ее существенно дополнит и расширит ее возможности.

Использование фотонов при передаче и обработки информации позволит создавать компьютеры, превосходящие по быстродействию самые мощные из ныне действующих в сотни раз. При этом суперЭВМ будут в тысячи раз меньше по размерам.

Революция произойдет на бытовом уровне. Обычный смартфон, например, станет иметь оптическую память в десятки терабайт и поистине световую скорость обработки информации.

Плазмоника - еще одно направление нового технологического уклада. Плазмонные наноструктуры станут базовыми при создании различных сенсоров. Они также смогут создавать очень компактные и очень мощные солнечные батареи, в которых энергия нашего светила преобразовывается в электрический ток.

Генная инженерия нового уклада не будет пытаться улучшить человека - творение Бога. Многие считают это противоестественным и даже опасным для людей занятием. Генетика будущего позволит выращивать запасные части для человеческого организма на основе клеточного материала "первоисточника". То, что в кинофильме "Пятый элемент" воспринималось как фантастика, станет реальностью.

Принтерная печать практически любых инженерных конструкций станет обычным делом. Не надо будет строить крупные заводы, наносящие вред экологии. Несколько современных быстро собираемых и столь же быстро разбираемых корпусов можно насытить оборудованием, которое станет печатать любой товар, потребность в котором есть именно здесь и сейчас. Одежду под размеры конкретного человека, сельскохозяйственный инвентарь, автомобили, технику, в том числе - боевую.

Обучение. Развитие. Управление талантами.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 мар 2014, 16:46
Adm
Ливанов: крымские выпускники школ будут сдавать ЕГЭ по желанию.

СИМФЕРОПОЛЬ, 31 марта. /ИТАР-ТАСС/. В этом году крымские выпускники школ будут сдавать ЕГЭ по желанию, заявил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов.

«Выпускники 11 классов крымских школ в этом году не будут в обязательном порядке сдавать ЕГЭ», — заявил Ливанов журналистам.

Он отметил, что в 2014 году ЕГЭ будет сдаваться на добровольной основе и для этого будут созданы все условия в Симферополе, Севастополе, Керчи и Феодосии — там будут действовать пункты приема ЕГЭ.

«Мы прекрасно понимаем, что поскольку школьники учились не по российским программам, предъявлять к ним всем это требование было бы неправильно, поэтому они будут сдавать выпускные экзамены в школах и будут поступать в российские вузы в соответствии с теми приемными экзаменами, которые наши вузы разработают специально для выпускников крымских школ», — сказал Ливанов.

Кроме того, он добавил, что Минобрнауки выделит дополнительные бюджетные места в вузах для того, чтобы каждый выпускник крымской школы мог поступить в российский вуз.

Говоря о тех студентах из Крыма, которые уже сейчас учатся в российских вузах, Ливанов отметил, что в их жизни не изменится ничего, и они своевременно получат российское гражданство, продолжая обучение. «У нас есть достаточно большое количество крымских студентов в вузах на территории Украины, они выражают сейчас желание либо вернуться в крымские вузы, либо продолжить обучение в других российских вузах — мы тоже для этих студентов создадим все условия, чтобы после окончания этого семестра они нашли тот вуз, где захотят продолжить обучение», — сказал Ливанов.

Он заявил, что специально для этого в Минобрнауки будет создана «горячая линия».

Говоря о среднем образовании в Крыму, Ливанов отметил, это уровень школ на полуострове отличается от уровня системы среднего образования в России. «Нужно сделать очень много для того, чтобы эту систему подтянуть до среднероссийского уровня», — сказал Ливанов Он пояснил, что речь идет о повышении зарплаты учителей, обновлении инфраструктуры.

Зарплаты учителей вырастут в 2-3 раза и педагоги смогут ощутить это уже летом текущего года, добавил министр. «Несколько десятков миллионов рублей выделено на строительство спортивных залов в сельских школах в Крыму и Севастополе. Я думаю, что к 1 сентября мы очень серьезно обновим в этой части школьное образование», — сказал Ливанов.

Говоря о языках преподавания в школах, министр отметил, что в России есть регионы, где кроме русского в школах преподаются и другие государственные языки, в том числе Татарстан. «Естественно, русский язык является государственным, но и другие государственные языки также обязательно найдут свое место в школьной системе образования — здесь не будет не только ущемления прав тех, кто говорит на украинском или крымско-татарском языке, наоборот, мы создадим дополнительные условия для того, чтобы дети могли знать эти языки», — сказал Ливанов.

Он также затронул еще одну тему, поднимавшуюся в ходе заседания правительства, которое провел премьер- министра Дмитрий Медведев в понедельник в Симферополе — проблему детского лагеря «Артек». «Мы исходим из того, что “Артек” должен стать международным образовательным и оздоровительным лагерем, он будет работать и для всей России, и для других стран. Мы считаем, что дети из всех стран СНГ должны иметь возможность отдохнуть, поучиться и просто пообщаться в “Артеке”, как это было всегда в советское время», — сказал Ливанов.