Страница 1 из 1

Реформа госуправления: что предлагает ЦСР.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 июн 2017, 18:11
Adm
В администрации президента обсуждают реформу госуправления. Алексей Кудрин советует уволить треть чиновников.

В администрации президента вчера началось обсуждение проекта Центра стратегических разработок (ЦСР) по реформе госуправления.

Изображение

По данным «Ъ», команда Алексея Кудрина предлагает в 2018—2024 годах сократить госаппарат и затраты на него примерно на 30% от нынешнего, сформировать цифровую экосистему данных для госуправления, а в правительстве — «стратегический блок» под управлением вице-премьера как постоянный механизм проектной деятельности государства. Саму госслужбу ЦСР предлагает сделать смешанной, выделив в ней срочные контракты и «карьерный» трек, а также централизовав управление кадрами в Федеральном кадровом агентстве. Стоимость госуправления, согласно расчетам ЦСР, должна снизиться с нынешних 2844 руб. в год на гражданина до 1990 руб.

Тема «трансформации госуправления» с 2016 года, когда ЦСР начал разработку программы общеэкономических реформ под президентскую кампанию 2018 года, оставалась наряду с внешнеполитическими инициативами полностью закрытой частью разработок команды Алексея Кудрина. Напомним, программа ЦСР в мае была передана президенту Владимиру Путину, «Ъ» публиковал основные положения презентации главы совета ЦСР Алексея Кудрина на совещании у президента 30 мая, но полный текст программы пока не обнародуется.

По данным «Ъ», часть разработок ЦСР, в том числе посвященную реформе госуправления, предполагается обсуждать в администрации президента отдельно. Вчера тема стала предметом совещания у главы АП Антона Вайно — «Ъ» удалось ознакомиться с базовыми положениями представленных на совещании инициатив ЦСР.

За подчеркнутой нереволюционностью проекта, одной из целей которой заявлено создание новой управленческой культуры госслужбы, обнаруживаются планы довольно существенных изменений практик работы федеральной исполнительной власти.

Технические цели программы до 2024 года — повышение уровня цифровизации процессов в госуправлении с 5−10% до 50%, снижение доли расходов на обеспечения работы госаппарата в общих госрасходах с 2,5% до 1,74%, участие в проектной части работ не менее половины госаппарата, а работы по поручениям (вне рутинных процессов и проектов) — до 20%. Кроме этого, общее число госслужащих должно снизиться — с нынешних 148,3 на 10 тыс. населения до 103,6, т. е. примерно на 30%.

В проекте пять самостоятельных блоков.


Первый предполагает сокращение до четырех госстратегий первого уровня (нацбезопасности, научно-технического развития, социально-экономического развития и пространственного развития — на принятие новых документов этого уровня после принятия этих стратегий предлагается наложить трехлетний мораторий), интеграция в них «портфелей проектов», программ управления изменениями.

Госпрограммы ЦСР предлагает сохранить на втором, подчиненном уровне стратегий, выделив в них проектную и процессную части. Роль поручений президента, решений и поручений правительства в работе госаппарата предлагается (это общая мысль для всех проектов реформ госслужбы в РФ с 2009 года) сократить, а в аппарате правительства выделить «стратегический блок» под руководством вице-премьера. Блок, как предполагается, будет заниматься мониторингом и контролем реализации стратегий первого уровня, согласованием и коррекцией программ. По факту предлагаемая реформа должна перенести из АП в Белый дом часть выполняемой администрацией президента работы и передать под контроль структуры, аналогичной нынешнему «проектному офису», часть функций госуправления, сейчас реализуемых персонально Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым исходя из собственных представлений о том, как их нужно реализовывать.

Второй и третий блоки — создание цифровой экосистемы госслужбы и цифровизация информпроцессов в госуправлении. Эта часть программы схожа с предложениям ВШЭ, но более глубока и короче по времени — шестилетний проект предлагает повысить уровень цифровизации госслужбы в пять-десять раз.

Интересно предложение создания аналога «бэк-офиса» для системы госслужбы («Общего центра обслуживания», занятого в том числе рутинными операциями документооборота и делопроизводства), а также идея «административного трибунала» для быстрой процедуры отмены избыточного госрегулирования. ЦСР поддерживает идеи распределенных реестров для открытых информсистем, единых форматов API открытого и регламентированного доступа, использования big data наряду со статистическими форматами, общих стандартов открытых данных.

Четвертый и пятый проекты посвящены кадрам и кадровой культуре, целью их является, в том числе, рост оценки престижности госслужбы для населения с нынешних 6% опрашиваемых (цифра, приводимая ЦСР, ранее не публиковалась) до 60%. Предлагается централизация федеральной (Федеральное кадровое агентство) и региональной (на уровне региональных правительств) кадровой политикой с нормативной моделью работы. Сейчас часть кадровой политики на высоких уровнях официально и неофициально реализуется АП, аппаратом Белого дома и спецслужбами, но большая — предельно фрагментирована.

Идею «смешанной модели государственной гражданской службы» ЦСР предлагает в виде трех ступеней госслужбы: срочные служебные контракты, система «карьерной» госслужбы и (существующий и сейчас) «высший административный корпус»: гарантии, КПЭ и система стимулирования в них предполагается различной. «Модели ценностей госуправления», которые будет культивировать новая система, предполагается закрепить и в неизбежном для такого рода разработок «Этическом кодексе» госслужбы. Он призван стать одной из основ госслужбы как «самообучающейся» организации, самостоятельно генерирующей нужные обществу изменения внутри себя.

Разработка ЦСР в принципе не отрицает влияния на госслужбу политических институтов, но к идее управления бюрократией в России установленным законом политическим путем разработчики очевидно равнодушны. Так, почти не упоминаемая в тексте Госдума рассматривается скорее в концепции «учета мнения заинтересованных групп», нежели как полноценный институт представительной демократии.

Дмитрий Бутрин

В администрации президента обсуждают реформу госуправления.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 янв 2018, 16:15
Adm
Как Алексей Кудрин и Герман Греф предлагают реформировать правительство.

Центр стратегических разработок представил на Гайдаровском форуме предложения по принципам работы правительства с 2018 года. Инициативы ЦСР, позволяющие создать «государство для граждан» на федеральном уровне, — это «стратегический» первый вице-премьер, единая кадровая служба Белого дома, сокращение госслужащих на треть, единая цифровая платформа для госаппарата и госуслуг, разделение госпрограмм на «отраслевые» и «нацпрограммы» — и политическая конкуренция как двигатель внешнего контроля чиновников.

Изображение

Ключевым докладом дневной панельной сессии Гайдаровского форума Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) «Современные вызовы госуправления» должна была стать презентация Алексея Кудрина «Государство граждан». Но глава ЦСР был болен, и вместо него доклад представляли вице-президент ЦСР Мария Шклярук и глава Сбербанка Герман Греф (глава рабочей группы ЦСР по проекту). Часть положений доклада уже раскрывалась ЦСР, часть является новой — по существу, это первые предметные предложения дизайна и идеологии правительства после выборов 2018 года.

Основным приоритетом в презентации ЦСР называется реализация принципа «правительство как платформа», реализованного в правительственной реформе в Великобритании в 2010—2015 годах.


Также в качестве образцов лучших практик взяты административные реформы в Эстонии в 2002—2016 годах (экосистема цифрового правительства X-road), Финляндии (1989−1995 и 1998−2004 годы) и Малайзии (PEMANDU, 2009−2015 годы). Герман Греф дополнил список реформами госуправления в Сингапуре (в основном цифровые госсервисы). Основная идея — совместить построение новой системы регулярного менеджмента госаппарата, создание «цифрового государства», реформу кадровой службы и дерегулирование.

Идеи гармонизированы с основным содержанием «реформаторского пакета» ЦСР — от поддержки технологической революции до пенсионной реформы — и содержат ряд инноваций в структуре бюджета и системы планирования.

Идея «государства-платформы» ЦСР описана достаточно обще и, видимо, не предполагает «платформенного» функционала для федеральной власти, позволяющей использовать властную инфраструктуру для общественных или частных проектов. Это глубоко интегрированная единая цифровая система госуправления — Герман Греф и глава «проектного офиса» Белого дома Андрей Слепнев подчеркивали, что речь не идет о заимствовании опыта за пределами РФ, — в случае реализации проекта Россия, видимо, должна создать электронную систему госуправления первой в мире. Целями ЦСР называет полную доступность к 2024 году всех госинформресурсов в режиме реального времени и «мгновенное» предоставление 50 наиболее востребованных госуслуг — очевидно, в список должны войти регистрация собственности и получение любых удостоверений и документов.

В числе кадровых новаций в презентации ЦСР упоминается «отдельный орган власти, ответственный за управление кадрами на госслужбе», и «центр оценки госслужащих». Наконец, программа дерегулирования, которую должно реализовывать «государство-платформа», предполагает резкое расширение реформы контрольно-надзорной деятельности, сокращение числа контрольных органов к 2024 году с нынешних 43 до 20, регулярный пересмотр контрольных функций государства и отмену всего не влияющего на уровень риска контроля и надзора.

Видимо, центральная идея сращивания «реформы госаппарата» и «цифрового государства» изложена в презентации вскользь: «цифровизация базовых госфункций и дерегулирование снижает возможности получения ренты бюрократией». Это неочевидный тезис.

Альтернативу идее, хотя и в частном вопросе о госуслугах, на другой сессии форума излагал вчера и сам Герман Греф — по его словам, для развития госуслуг «госорганам нужны не тысячи, а десятки тысяч специалистов», а бизнес сам испытывает острый дефицит кадров.


Решением могла бы стать частичная передача функций государства бизнесу. «48 госуслуг для населения — это 80% всех услуг, которыми пользуются люди. Отдайте их на аутсорс, на цифровизацию бизнесу. Пусть это будет не Сбербанк, пусть это будет кто угодно. Отдайте это тем, кто готов сделать это бесплатно, — а мы готовы», — заявил он. Между тем проект ЦСР предполагает не столько сокращение государства, сколько консолидацию госаппарата на основе новых IT- и управленческих технологий. При этом Андрей Слепнев вчера отметил и важное политическое следствие такой реформы: «Технологии замещают политических посредников, потому что государство может коммуницировать с гражданами непосредственно».

Дмитрий Бутрин, Надежда Краснушкина

Реформа госуправления: что предлагает ЦСР.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2018, 21:28
Adm
Что ожидается в новом правительстве.

Вице-премьерскому и министерскому уровням правительства есть о чем поспорить.

Новый состав правительства России 23 мая может собраться на свое первое заседание — указы о назначениях в нем подписал в пятницу президент Владимир Путин. Главная особенность нового Белого дома — большинство вице-премьеров и курируемых ими министров карьерно мало связаны друг с другом и легко могут иметь различные мнения по ключевым вопросам, которыми им предстоит заниматься. Если разногласия удастся быстро преодолеть, ранее открыто не декларируемый в России, но вполне уместный в госуправлении принцип — смена руководителя не означает отставки подчиненных — может изменить правила игры во всем административном аппарате страны.

Подробней можно прочитать ЗДЕСЬ.

Реформа госуправления: что предлагает ЦСР.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 авг 2018, 19:36
Adm
Кудрин предложил сократить треть чиновников за счет цифровизации.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, выступая на заседании Совета по развитию цифровой экономики, заявил, что в России к 2024 году можно сократить треть чиновников.

«Мы видим, что на треть можно сократить чиновников за шесть лет за счет цифровизации», — отметил Кудрин .


Нагрузку контрольно-надзорной деятельности на проверяемых при этом можно снизить вдвое: Счетная палата в перспективе будет проводить меньше проверок, но «видеть всё», заметил Кудрин. «Цифровизация неизбежно приведет к снижению числа чиновников, к изменению и сокращению контрольных функций государства. Счетная палата тоже будет меньше проводить полевых проверок — но, благодаря цифровизации, будет знать гораздо больше», — написал он в своем Twitter.

На реплику сенатора Андрея Турчака о том, коснется ли сокращение Счетной палаты, Кудрин ответил, что речь идет обо всех чиновниках, в том числе его подчиненных «в полной мере».

Цифровой экономике нужны «цифровые двойники» органов власти, считает председатель Счетной палаты. «Нам нужны финансовые “цифровые двойники”, а впоследствии дойдет и до Совета Федерации. Мне кажется, “цифровой двойник” Совета Федерации будет работать эффективно, и многие ненужные законы тогда не были бы приняты», — отметил Кудрин.

Под «цифровым двойником» Кудрин понимает единые аккаунты для хранения всех данных, как для граждан, так и для органов государственной власти.

Реформа госуправления: что предлагает ЦСР.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 янв 2019, 20:37
Adm
Медведев готовит реорганизацию в правительстве.

Цель реформирования структуры аппарата кабмина — сократить дублирующие функции профильных департаментов и секретариатов вице-премьеров.

В российском кабмине готовятся к реорганизации структуры аппарата — секретариатов вице-премьеров и профильных департаментов. Об этом пишет РБК со ссылкой на источники.

Целью реформы является сокращение дублирующих функций отраслевых департаментов и секретариатов вице-премьеров, которые сейчас занимаются в том числе подготовкой решений по развитию тех секторов экономики, которые входят в компетенцию вице-премьеров.

«Мы исключаем дублирование функций и четко очерчиваем компетенцию вице-премьеров», — сказали агентству в пресс-службе кабмина.


Реорганизация должна завершиться в течение месяца, отметили в пресс-службе.

Реформа госуправления: что предлагает ЦСР.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 окт 2019, 20:51
Adm
Минфин анонсировал масштабное сокращение штата госслужащих.

В среднем увольнения могут коснуться 13 тыс. человек, подсчитали эксперты. На увольнение федеральных чиновников в ближайшие три года планируется потратить 4,8 млрд рублей, сообщили «Известиям» в Минфине. Это означает, что в 2020—2022 годах численность госслужащих может сократиться на 13 тыс. человек, подсчитали в АКРА. В первую очередь со службы попросят уйти работающих пенсионеров и молодежь, полагают эксперты. При этом анонсированная ранее Минфином масштабная оптимизация позволит экономить государству до 100 млрд рублей в год.

Подробней можно прочитать ЗДЕСЬ.

Реформа госуправления: что предлагает ЦСР.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 окт 2019, 20:55
Adm
Правительство реформирует систему оплаты труда и найма чиновников.

Опубликованный вчера указ президента «Об основных направлениях развития госслужбы» требует от правительства в 2020—2021 годах изменить структуру зарплат чиновников, повысив в ней постоянную часть оклада. На это пойдут средства, сэкономленные на проводимом Минфином сокращении госаппарата. Однако помимо улучшения оплаты труда госслужащих ждут ужесточение найма, аттестации и требований к профессиональному развитию.

В 2019—2021 годах правительству предстоит реформировать государственную гражданскую службу, изменив для госслужащих систему найма, оплаты труда и мотивации. Это следует из опубликованного вчера на портале правовой информации указа президента «Об основных направлениях развития гражданской службы в РФ на 2019−2021 годы».

По нему до 2020 года Белый дом должен завершить работу по созданию нормативно-правовой базы для совершенствования практики экспериментов по развитию гражданской службы и порядку отбора кандидатов.


Также правительству поручено обеспечить внедрение единой методики прохождения госслужащими испытания в федеральных органах исполнительной власти и усовершенствовать процедуру их аттестации.

Еще одно направление реформы — создание на базе подведомственной Минтруду федеральной информсистемы отдельного ресурса для профессионального развития госслужащих.

До 1 января 2021 года Белый дом должен обеспечить мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам и усовершенствовать методы оценки их профессиональных качеств.


Кроме того, в 2020 и 2021 годах правительство займется реформированием системы оплаты труда чиновников (без снижения его уровня, уточняется в указе) — оптимизация предполагает поэтапное увеличение в их доходах доли оклада за счет снижения доли премиальных выплат. Рост постоянной части зарплаты, в свою очередь, приведет и к росту размера пенсии госслужащих за выслугу лет.

По итогам 2018 года Росстат насчитал в РФ 692 тыс. региональных, 299 тыс. муниципальных и 38,3 тыс. федеральных госслужащих.


Зарплата первых составила 49,4 тыс. руб. (107,7% к 2017 году), муниципальных служащих — 42,1 тыс. руб. (107,9% к 2017 году), федеральных — 126,6 тыс. руб. Если официальные доходы последних превышают среднюю зарплату по стране в несколько раз (в 2018 году — 40 тыс. руб.), то для остальных категорий эта разница не так велика. Впрочем, уровень укомплектованности всех категорий госслужбы в среднем не опускается ниже 90%.

Как ранее пояснял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% — переменная часть, доплаты и премии) до 60% (такую цель ставит для себя министерство) должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата без сокращения фондов оплаты труда госслужащих (подробнее см. «Ъ» от 20 марта).

Отметим, впрочем, что сэкономленных средств может не хватить — запланированные сокращения на 10% численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов в 2020 году и сокращение на 10% численности терорганов в 2021 году, вероятнее всего, будут выполнены во многом за счет незакрытых низкооплачиваемых вакансий.

По словам Павла Кудюкина, члена совета профсоюза «Конфедерация труда», доля переменной части в зарплатах госслужащих сейчас может и превышать 60% за счет совместительства незакрытых вакансий.

«Такая ситуация создает руководству органов власти возможность манипулирования подчиненными», — говорит он.


Отметим, впрочем, что сама высокая доля премий и дополнительных выплат при невысоком окладе характерна не только для зарплат чиновников — достаточно часто это встречается и на рынке частных вакансий, что в совокупности позволяет российскому рынку труда сохранять низкий уровень безработицы в кризисы за счет отмены допвыплат вместо увольнений.

Анастасия Мануйлова

Реформа госуправления: что предлагает ЦСР.

Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 окт 2019, 21:13
Adm
За 10 лет чиновников в России сокращали дважды. Стало ли их меньше?

В России больше двух миллионов чиновников. Минфин задумал сократить на 10% число служащих в Москве и еще на 15% в регионах. Это уже третье предложение об уменьшении количества госслужащих за последние 10 лет. Пока еще ни одна из этих попыток не приводила к успеху.

Подробней можно прочитать ЗДЕСЬ.