Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Новости, статьи и обсуждения для HR-менеджеров и соискателей. Всё о работе.

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 08 дек 2011, 15:41

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы. Всё, что касается бюджета и бюджетной сферы.

Отдельный раздел форума для самых интересных новостей, полезных статей и их обсуждения по данной тематике находится ЗДЕСЬ.
Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

TO
Загрузка...

PRI

MG
Загрузка...

TG

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 25 янв 2013, 13:26

Рейтинг одобрения деятельности президента Владимира Путина достиг минимального уровня за последние годы.

Рейтинг одобрения деятельности президента Владимира Путина по сравнению с декабрем 2012 года снизился на три пункта и составил 62%. Это минимальный уровень за последние два года, согласно опросам Левада-центра. Доверяют Путину 38% респондентов, половина россиян хотели бы видеть во главе страны новое лицо. Рейтинг нового министра обороны Сергея Шойгу в январе достиг уровня премьера Дмитрия Медведева. Работу Белого дома не одобряют 52% опрошенных, а Госдумы — 63%.

Рейтинг одобрения деятельности президента Владимира Путина достиг минимума за последние два года, об этом свидетельствуют данные опроса Левада-центра. До мая 2012 года социологи спрашивали респондентов об одобрении деятельности Путина на посту премьера.

Согласно данным соцопроса, в январе 2013 года деятельность Путина на посту президента одобряли 62% опрошенных, это на 3% ниже, чем было в декабре 2012-го, и самая низкая цифра с января 2011 года, когда Левада-центр начал проводить подобные исследования.

Даже в декабре 2011 года на фоне массовых уличных протестов из-за фальсификаций выборов в Госдуму уровень поддержки Путина был выше. Не одобряют деятельность Путина сегодня 37% опрошенных, это тоже самый высокий процент за два года.

Рейтинг доверия к премьеру Дмитрию Медведеву и его правительству стабилизировался, он остается на том же уровне, что и в декабре. Деятельность Медведева во главе правительства одобряют 57% опрошенных, не одобряют 42%. Работу правительства положительно оценивают 47% респондентов, 52% придерживаются противоположной точки зрения.

При этом только 22% опрошенных уверены, что нынешнее правительство добьется в ближайшее время изменений в стране к лучшему, 40% считают, что этого не произойдет. Треть респондентов не смогли определенно ответить на этот вопрос.

По сравнению с декабрем на 3% снизился уровень доверия к Госдуме, ее деятельность одобряют 36% опрошенных, не одобряют две трети россиян — 63%.

Самым популярным политиком в стране остается Путин, среди 5—6 политиков, которым в наибольшей степени доверяют опрошенные, президента назвали 38% (два года назад таковых было чуть больше — 40%). Это на 4% выше, чем месяц назад (когда был зафиксирован минимальный уровень — 34%). На втором месте — Медведев, ему доверяет 21% респондентов (в январе 2011 года было 35%).

При этом его стремительно догоняет новый министр обороны Сергей Шойгу, занявший этот пост в конце ноября после отставки Анатолия Сердюкова. Его рейтинг в январе 2013 года составил 18%, что на четыре пункта выше, чем в декабре. Выше рейтинг Шойгу был только в июле 2011 года (21%), но тогда он серьезно уступал и Путину (40%) и Медведеву (35%).

Падение рейтинга действующей власти Путин прокомментировал во время большой пресс-конференции 20 декабря, отвечая на вопрос корреспондентки «Газеты.Ru» Екатерины Винокуровой. «Я постараюсь быть предельно объективным, но не знаю, понравится ли вам эта объективность. Рейтинги всегда очень приблизительные. Сегодня рейтинг чуть ниже, завтра чуть выше», — сказал он, добавив, что не думает, что это коррелируется с тем, что есть на самом деле. (При том, что российские власти всегда активно оперируют теми данными соцопросов, которые позволяют им оправдать такие инициативы, как, например, «закон Димы Яковлева».)

Снижение рейтинга Путина продолжается на протяжении четырех последних лет, отмечает социолог Левада-центра Денис Волков.

«Рейтинг достиг своего максимума во время войны в Грузии в августе 2008 года, с тех пор он только снижался. Был небольшой рост, он был связан с президентской кампанией. Обычно выборы приводят к большой мобилизации общественного мнения, но рост рейтингов перед президентскими выборами 2008 года был самым существенным», — говорит Волков.

По его словам, снижение рейтинга Путина проходит на фоне вялотекущего экономического кризиса. «Не совсем понятно, что будет дальше. Будет вторая волна кризиса или не будет. Было представление о путинской стабильности, что дальше будет только лучше. Сейчас этого нет. Путин хорошо известен, поэтому от него ничего уже не ждут, в то же время копится усталость.

Половина опрашиваемых хотела бы видеть во главе страны новое лицо, и только 20% согласны ничего не менять», — говорит Волков. В этих условиях власть выбрала тактику создания атмосферы безальтернативности Путина, эксперт называет ее вынужденной.

В свою очередь, рост рейтинга Шойгу проходит на фоне стремительного снижения показателей Медведева. «3%, отделяющие Шойгу от премьера, – это очень мало. Медведев на спаде, и сейчас многое будет зависеть от позиции СМИ, прежде всего от телевидения. Но в глазах большинства Медведев свою роль уже сыграл, когда отказался идти на второй срок», — уверен социолог.

У Шойгу всегда были высокие рейтинги, подчеркивает эксперт. «Он всегда воспринимался как спасатель со времен МЧС. То, что он сделал заметный рывок на фоне общего кризиса, связано с коррупционными скандалами в Минобороны. Шойгу заменил оказавшегося замешанным в них Сердюкова, это ему добавило очков», — отмечает Волков.

Опрос было проведен 18—21 января 2013 года по репрезентативной выборке городского и сельского населения среди 1596 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

Рейтинг одобрения деятельности президента Владимира Путина достиг минимального уровня за последние годы.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33


YaD

GT

BH

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 29 янв 2013, 14:16

Анатолий Сердюков может стать фигурантом отдельного уголовного дела.

В отношении экс-министра обороны возбуждено уголовное дело о незаконном строительстве дороги к зоне отдыха, принадлежащей его родственнику. Затраты на асфальт, мосты и приобретение земли составили примерно 100 миллионов рублей. Документы по делу связаны лично с бывшим министром, поэтому ему будет трудно их опровергнуть.

Вчера средства массовой информации живо обсуждали возможности уголовного преследования экс-министра обороны.

Сообщалось, что якобы Главное военное следственное управление СКР получило доказательства, позволяющие сделать Анатолия Сердюкова главным фигурантом уголовного дела о благоустройстве элитной базы отдыха "Житное". Зона отдыха принадлежит мужу сестры Сердюкова Валерию Пузикову.

Все работы велись за счет средств Минобороны. Низовья Волги в последние годы стали местом паломничества россиян, любящих хорошую рыбалку.

Большинство берегов уже покрыты разнообразными зонами отдыха. Есть вполне бюджетные - с фанерными домиками и голыми берегами. Есть и очень дорогие, куда попасть трудно и дорого. "Житное" из последних. Ее пустынную территорию озеленили взрослыми деревьями, пересадка которых стоит очень дорого, и построили к базе дорогу от берега Каспийского моря длиной восемь километров.

В Следственном комитете подтверждать слухи о возможности уголовного преследования Сердюкова отказались. Правда, и не опровергли появившуюся информацию. В Главном военном следственном управлении пресс-служба от греха подальше отключила телефоны и категорически не выходит на связь с журналистами.

Такое поведение лишь подтверждает, что тучи над бывшим министром сгущаются гораздо быстрее, чем рассчитывало следствие. В СКР, судя по всему, просто не успевают за валом уголовных эпизодов, которые с разных сторон обрушиваются на следственную группу. Материалы про безобразия в минобороны предоставляет то военная прокуратура, то Счетная палата, и все они содержат цифры с многими нолями и заканчиваются возбуждением очередного дела. Примечательно, что фигуранты у дел одни и те же.

Дорожно-озеленительное уголовное дело имеет все шансы серьезнее остальных отразиться на Сердюкове. Озеленение пустынного ландшафта и строительство дороги попали в два разных уголовных дела. По дорожному делу все документы подписаны лично министром Сердюковым, и от этого трудно отмахнуться.

Приходится подчеркнуть, что ни один из его высокопоставленных бывших подчиненных - начальник Генштаба Николай Макаров, замминистра по тылу Дмитрий Булгаков, командующий железнодорожными войсками Сергей Климец не промолчал. Все они дали практически одинаковые показания, подтвердив личную заинтересованность Сердюкова в строительстве дороги к объекту родственника.

Туда за госсчет возили солдат на стройку, огромные деревья для озеленения доставляли военными вертолетами. И сам Сердюков осматривал работы тоже с воздуха. Восемь километров дороги ведут от Каспия к базе, никаких других объектов рядом нет. Асфальт, мосты и приобретение земли в сумме составили примерно 100 миллионов рублей.

Теперь не только журналисты гадают, возбудят - не возбудят. Масла в огонь подлили слухи о недавнем визите Сердюкова в Следственный комитет. Он якобы случился на днях и прошел без адвоката. Но в сопровождении неназванных высокопоставленных правоохранительных чиновников. Его адвокат Генрих Падва это опровергает. Пока, судя по многочисленным комментариям, в том числе сотрудников СКР, по остальным эпизодам уголовных дел картина участия в незаконной деятельности экс-министра выглядит так. Он рассчитывал, подписывая документы, на честность и порядочность подчиненных и окружающих. Они же его обманывали. А министерство обороны - ведомство, владеющее огромными ресурсами, проконтролировать которые лично почти невозможно.

Дорожное дело может быть исключением, тем более что родственник бывшего министра и хозяин базы отдыха "Житное" уже упоминался в деле "Оборонсервиса". Он считается подозреваемым по одному из уголовных дел.

Сейчас официальный статус Анатолия Сердюкова по делам с недвижимостью министерства - свидетель. Следственный комитет уже пригрозил Сердюкову изменением статуса за нежелание сотрудничать со следствием.

По подсчетам следователей СКР, ущерб по уголовным делам о хищениях военного имущества через компании "Оборонсервис" и "Славянка" уже достиг 4,4 миллиарда рублей. В настоящее время в одно производство объединено 10 уголовных дел о незаконной реализации "Оборонсервисом" крупных объектов недвижимости минобороны.

Все эти дела сливаются и разливаются. Превращаясь в некоего гигантского монстра. Так, недавно соединены в одно три уголовных дела по хищениям компанией "Славянка" денег минобороны, выделенных на содержание и обслуживание зданий.

В "оборонном" уголовном деле тем не менее следователям везет и со свидетелями, и с подозреваемыми. Сметанова выполняет условия заключенной сделки со следствием - дает показания на Сердюкова. Васильева пока молчит. Но она - исключение. Все остальные фигуранты многочисленных дел, связанных с министерством, сотрудничают и указывают на бывшего министра.

Анатолий Сердюков может стать фигурантом отдельного уголовного дела.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33


MV

PRI2

TG2

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 29 янв 2013, 14:25

Верховный суд готовит кадровый резерв.

Судейская система начала создавать особые списки резервистов, готовых в любой момент надеть мантию и встать в судейский строй. Но прежде чем "запасному судье" доверят человеческие судьбы, его самого хорошо изучат и научат.

"Получает распространение практика обучения кандидатов, зачисленных в резерв на должности судей федеральных судов общей юрисдикции, - сообщил генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде России Александр Гусев. - Кандидаты на должности судей обучаются в филиалах Российской академии правосудия и учебных заведениях регионов, проходят стажировку на базе областных и районных судов, участвуют в работе семинаров. В период стажировки кандидаты посещали судебные заседания, изучали судебные дела, готовили проекты судебных решений. По общему мнению, это весьма эффективная форма подготовки и повышения квалификации резерва на должности судей федеральных судов общей юрисдикции".

Сами кадровые резервы начали формироваться пару лет назад. Правда, в некоторых регионах эта работа только начинается. Кстати, вопрос, как стать судьей далеко не частный. В интересах общества, чтобы на судейские посты попадали честные и достойны люди. А это зависит в том числе и от процедуры отбора.

Как рассказывают представители судейского сообщества, формирование кадрового резерва должно проходить открыто и на конкурсной основе. Любой юрист должен знать, куда прийти и где можно подать документы, чтобы попасть в лист ожидания. Сегодня многие эксперты говорят, мол, судебной системе нужна свежая кровь, в том смысле, что мантии надо раздавать не только бывшим прокурорам и следователям или сотрудникам аппаратов судов, но и представителям других юридических профессий. Предполагается, что эти люди в силу своего опыта имеют несколько иной взгляд на жизнь, чем прокуроры. Многие эксперты, к слову, полагают, что будущему судье вообще неплохо было бы прежде поработать по обе стороны баррикад - и обвинителем (следователем, прокурором и т.п.), и адвокатом. Тогда, возможно, в его сознании не будет обвинительных перекосов.

За два года на судейскую работу попросились 144 адвоката, "добро" получил каждый третий из них.

Кстати, в прошлом году председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев рассказывал, что и сам был бы рад видеть некоторых адвокатов на судейских постах, но они, мол, не очень охотно идут на такую работу. По заданию главы высшего суда тогда была проанализирована статистика. Выяснилось, что за два года на судейскую работу попросились 144 адвоката. Из них "добро" от квалификационных коллегий получили порядка 40 человек, или каждый третий. По словам Вячеслава Лебедева, это значит, что никаких препятствий адвокатам на пути к мантии нет, кто достоин, тот ее может получить. Всего в России насчитывается более 60 тысяч адвокатов. Получается, действительно немногие из них горят желанием сменить защитное ремесло на судейское кресло. Впрочем, может быть и другое объяснение: защитники не верят, что их встретят как родных в суде.

Что же касается представителей других юридических профессий, то и они не так уж охотно стремятся в судьи. Из примерно 7 тысяч нотариусов только трое за два года претендовали на должность судей, двое получили положительное заключение. Из более чем 45 тысяч работников прокуратуры 573 человека пришли на экзамен в квалификационную коллегию, каждому третьему отказали. Из 21 тысячи следователей 171 человек хотел стать судьей, 36 процентам из них было отказано. Еще интересные цифры. По данным, приведенным тогда Вячеславом Лебедевым, в районные суды были приняты судьями за год 86 юристов различных организаций и преподавателей вузов. Также судьями районных судов стали 14 адвокатов, 19 следователей и 183 прокурора. Но подавляющее большинство судей районных судов пришли туда из мировых судей.

Все новые судьи прежде всего должны сесть за парты: закон обязывает их проходить подготовку. Если учесть и работу с кадровым резервом, получится долгая система отбора, подготовки и изучения человека. Теперь важно ее отладить так, чтобы она выбирала лучших. "Судьи, впервые назначенные на должность, в соответствии с федеральным законодательством проходят профессиональную переподготовку в течение полугода в Российской академии правосудия с сохранением заработной платы за этот период, - рассказывает Александр Гусев. - В процессе обучения аудиторные занятия сочетаются со стажировкой в судах. В течение двух лет прошли профессиональную переподготовку 1023 судьи, впервые назначенные на должность".

Кстати

Нагрузка на судей постоянно растет. В среднем на одного судью общей юрисдикции приходилось 76 дел и материалов в месяц. Наибольшее количество приходилось на мировых судей. Научно обоснованные нормы составляют ежемесячно 15-20 дел.

Верховный суд готовит кадровый резерв.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 30 янв 2013, 14:28

Мультипаспорт.

Изображение
Универсальная электронная карта

В понедельник был опубликован разработанный ФМС проект закона, согласно которому через два года у граждан России появится новое удостоверение личности — электронная карта, призванная заменить и старые общегражданские паспорта, и кучу других документов. Предполагается, что привычный бумажный паспорт окончательно отомрет к 2025 году. При этом фактически универсальные карты производятся и выдаются уже сейчас, а в скором будущем ими в обязательном порядке обеспечат всех россиян — кроме самых упрямых.

Подробней можно прочитать ЗДЕСЬ.

Мультипаспорт.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 30 янв 2013, 15:46

Народные избранники в Госдуме недовольны кормёжкой.

Изображение
Подготовка к банкету в столовой Госдумы. © Владимир Федоренко/РИА Новости

После многочисленных жалоб депутатов Государственной Думы РФ на некачественную еду в Управлении делами президента, которое отвечает за питание народных избранников, обещали переоборудовать столовые Думы и разобраться с поварами, чья работа вызвала недовольство народных избранников.

«Известия» сообщают, что полное переобустройство всех пунктов питания представителей законодательной власти произойдет в ближайшие два года, в то время как «пункты питания во многих других органах власти уже реконструированы»: летом – в Совете Федерации, в ЦИК – «не так давно».

Пока не известно, сколько будет потрачено денег на гастрономическое обустройство слуг народа. Сотрудники ФГУП «Комбинат питания № 4» пока только составляют техзадание, по которому проведут конкурс, но эксперты полагают, что на переоснащение одной столовой нижней палаты парламента понадобится минимум 3 миллиона рублей, если брать самое дешевое оборудование. Реальная сумма затрат будет больше, ведь в эту сумму не входит установка техники и ремонт самого помещения.

Например, на реконструкцию столовой для сотрудников администрации президента в 2011 году ими самими было выделено 1,5 миллиарда рублей.

В октябре прошлого года в СМИ появилась информация о том, что депутатов категорически не устраивает качество еды в столовых, а также цена и размер порций. Тогда пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков напомнил жалобщикам, что качество и размеры порций у них – стандартные, а цены в депутатских столовых намного ниже, чем во многих других учреждениях: стоимость супов не превышает 40 рублей, салат — от 10 до 60 рублей, второе блюдо — от 40 до 150.

Народные избранники в Госдуме недовольны кормёжкой.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 05 фев 2013, 14:43

Ярослав Кузьминов: «Зарплата преподавателей в Москве вырастет до 150 тысяч рублей».

Накануне нового года правительство издало распоряжение под названием «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Дорожная карта)», в котором обозначены некоторые новые ориентиры реформы образования.

В частности, если посмотреть на новое соотношение числа преподавателей и студентов, то нетрудно посчитать, что к 2018 году планируется сократить число преподавателей почти в два раза. При этом вырастет и зарплата – она должна быть вдвое выше средней по региону, в то время как сейчас почти везде она примерно равна средней зарплате (см. интерактивную карту). В интервью Slon один из идеологов реформы образования, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, по какому критерию будут увольнять преподавателей и ректоров, за счет каких ресурсов вырастет зарплата, зачем нужно вводить «прикладной бакалавриат» на два года и на сколько сократить нагрузку студентов.

«Придется заменить большую часть ректоров»

– Ярослав Иванович, в «дорожной карте» значится, что общее число преподавателей вузов должно сократиться примерно на 40%. Будет ли это сокращение проходить только за счет сокращения вузов с признаками неэффективности? По каким критериям будет сокращаться число преподавателей?

– Это отражает в первую очередь демографические изменения. Численность молодежи в возрасте 18–25 лет сократится к 2018 году на 30%. Соответственно сокращается и число студентов. Кроме того, ряд вузов сократил прием, но сохранил прежнее число преподавателей. Минобрнауки считает, что удастся к 2018 году увеличить соотношение студент – преподаватель с нынешних 9 до 12.

– А существовавшая до сих пор норма десять человек?

– Это примерная норма, она нигде не утверждалась. Но в принципе, есть такой расчет, что на десять студентов один преподаватель – это особенность российских стандартов. На Западе соотношение круче – 1 к 20–25. Но если вы посмотрите на западный стиль обучения в высшей школе, то там в два-три раза меньше контактных часов и значительную часть занятий даже в ведущих, элитных университетах ведут аспиранты. Поэтому и нагрузка на преподавателей там ниже, и самих преподавателей значительно меньше.

– То есть вы не оспариваете цифру сокращения числа преподавателей на 40%?

– Скорее всего, число преподавателей сократится меньше, чем запланировано. Дело в том, что у многих преподавателей трех- или пятилетний контракт. Даже если человек лишний, вуз с ним не сможет расстаться, пока этот контракт не истечет. Во-вторых, при убывании студентов вузы могут не сокращать преподавателей, а начать развивать прикладные исследования, создавать программы дополнительного образования и занимать там этих преподавателей, если они хорошие.

– И они как бы перейдут из бюджетного сектора в частный, платный?

– Вообще, сектор у нас один – высшее профессиональное образование. В нормальных вузах оно всегда бюджетируется из трех источников: государственный заказ на образование; плата за обучение и деньги на исследования, которые платят или государство в лице разных фондов, или частные корпорации. Других источников у серьезных вузов нет. Конечно, можно еще отдавать в аренду какие-то помещения, в 90-е годы это был солидный источник, а сейчас в большинстве вузов это лишь несколько процентов их доходов.

– Так вот вы говорите, что до 40% сокращения, скорее всего, не будет, тогда из каких ресурсов возможно будет поднять зарплату преподавателям на два уровня выше, чем в среднем по регионам, как это запланировано в «дорожной карте»?

– Из бюджетных ресурсов, для этого добавляются значительные средства.

– Но я так понимаю, что они-то сейчас исходят из того, что количество преподавателей будет почти в два раза меньше?

– Да, поэтому будет дополнительная нагрузка на вузы – ректоры должны будут обеспечивать постоянный рост средней зарплаты преподавателей, но получать от государства где-то половину от необходимых для этого средств. Другую половину придется находить внутри самого вуза – или закрывая не пользующиеся спросом программы, или больше зарабатывая.

«Зарплата преподавателя в Москве будет 150 тысяч рублей»

– Я правильно понимаю, что в таком случае средняя зарплата преподавателя в Москве будет больше 90 тысяч рублей вместо нынешних 45?

– Если учесть инфляцию и рост экономики, к 18-му году она будет около 150 тысяч рублей.

– Вот, кстати, здесь есть один тонкий момент – средняя зарплата может быть выше за счет огромных зарплат руководства вуза и некоторых профессоров. Может быть, правильнее говорить о медианной зарплате?

– Медианная зарплата выявляет только тот кейс, когда 80% получают 15–20 тысяч, а за счет очень высоких зарплат руководства средняя зарплата по вузу получается выше средней по экономике региона. Для этого нужна медиана. Но это исключения, таких вузов немного. Важнее вопрос о дифференциации заработной платы. Ведь при одной и той же медианной зарплате, например 50 тысяч рублей, разброс «верхних 20%» и «нижних 20%» может быть 20 тысяч на 100 тысяч, а может – 10 на 200.

– Ну, хорошо, а если выбирать модель оплаты труда в университете, то какую выбрать?

– А вот это интересный момент. Есть три модели. Первая модель нежизнеспособна – всем поровну. Вторая модель – 25 «настоящим» ученым будут платить по 200 тысяч рублей, а остальные будут получать 20. Третья модель реализуется в Вышке, и я считаю, что она наиболее жизненная. Мы платим всем относительно низкую базовую зарплату – 20–40 тысяч, а дальше действует система надбавок (http://www.hse.ru/figures/48679.html). Люди, которые публикуют научные статьи, получают двойную зарплату. За публикации в иностранных рейтинговых журналах – тройную зарплату. Лучшие преподаватели, по анонимному голосованию студентов, – двойную зарплату. В этой модели все зависит в общем-то от тебя самого. Для каждого есть возможность на основном рабочем месте зарабатывать в три-четыре раза больше базовой зарплаты. При этом есть и группа ученых, базовые контракты которых выше, – от 120 до 300 тысяч рублей. Но это полторы сотни человек, а всего преподавателей у нас две тысячи.

– Для всех ли регионов она подходит? Ну где, скажем, в Дагестане публиковаться?

– Ну почему же дагестанский преподаватель не может публиковаться в московском журнале?

– Ну вот когда у нас в Дагестане появятся преподаватели, которые станут способны публиковаться в московских журналах?

– Уверяю вас, там есть преподаватели, которые способны публиковаться в московских журналах. Я бы не стал зря обижать отдельные регионы, у нас довольно тяжелая ситуация в кадрах по образованию в целом по стране.

– Сейчас я еще обижу и сами журналы, потому что вы, я думаю, тоже слышали обо всех этих коррупционных скандалах с ваковскими публикациями. Может быть, сначала разобраться с коррупцией в академической среде, а затем уже ставить в зависимость от нее зарплату преподавателей?

– А кто справляться будет? Исправить ситуацию в журналах сможет только организованное профессиональное сообщество, для членов которого читать статьи, явно написанные чужой рукой, будет унизительным. А сейчас, когда наше академическое сообщество находится в состоянии искусственной бедности, оно, если хотите, морально подавлено. Если мы от этого состояния равнодушия избавимся, то именно ученые исправят эти журналы, а не неведомый чиновник с крыльями за спиной. Я не верю в изменения в высшей школе, которые будут осуществляться извне, не профессорами и преподавателями, а кем-то еще. Вот мы начали говорить с вами про такого рода загиб в распределении доходов в вузе, когда фактически возникает вузовский феодализм. Сидят двадцать человек: ректор, главбух, дочь ректора в звании проректора... Присваивают себе все ресурсы. Но остальные ведь этого ректора выбирают. Они же могут его контролировать. Почему они этого не делают?

– Это сложный философский вопрос. Но тем не менее такое случается нередко все-таки.

– Разница в наших подходах в том, что вы считаете этот вопрос философским, а я считаю, что он вполне экономический – и социологический. Вот смотрите, что делает доцент Иванов, получающий 15 тысяч рублей в месяц. Он может в Москве или в Питере на эти деньги прожить? Не может. Он здесь подработает, там доберет, тут побегает и свои 50–60 тысяч будет иметь, чтобы элементарно существовать и прокормить свою семью. Какой ему резон бороться с «несправедливым» распределением доходов? Это же большие издержки, нервные в том числе: нужно кооперироваться с другими людьми, поднимать шум, а в результате вместо 15 он получит 18 – смысла нет. У преподавателя нет стимулов реализовывать свои права. Всем все равно, потому-то люди в вузах получают явно недостаточно для того, чтобы на эти деньги существовать. Вы знаете, в каком вузе больше всего недовольных деятельностью администрации? Больше всего критики раздается в Высшей школе экономики. А знаете, почему?

– Почему?

– Потому что у нас средняя зарплата за 80 тысяч рублей у преподавателя. Большинство может не искать подработку на стороне – и не ищет. Зато они начинают следить за распределением бюджета университета, за тем, чтобы не было для каких-то подразделений льготного положения. Это не всегда приятно и не всегда справедливо, но интерес точно есть. Для них уже появился смысл за что-то бороться.

– Сейчас вы говорите о том, как важно повысить зарплату, но в своей книге «Контракты в академическом мире» вы писали о том, что для преподавателей как творческих работников денежная мотивация не так важна и что низкая зарплата компенсируется удовольствием от работы. Я процитирую: «Будем называть удовлетворение человека от реализации соответствующих предпочтений «академическим вознаграждением». Другими словами, оптимальный преподаватель вуза должен идентифицировать нематериальный доход от своего занятия и придавать ему ценность, которая может компенсировать более низкий уровень денежного дохода по сравнению с альтернативным использованием его человеческого капитала».

– Тут речь о другом. Мы с вами творческие люди. Вам ведь, наверное, интересно, вы не из-под палки занимаетесь своим делом. Вы пойдете работать клерком в банке, если вам прибавят к зарплате процентов 50?

– Нет, наверное.

– Вот вы и ответили на вопрос. А остались бы вы в «Слоне», если бы вам снизили зарплату до 15 тысяч?

– Я в другое место перейду, конечно.

– Да. А если другого места не будет, одного, вы начнете по нескольким редакциям бегать, так?

– Ну, не исключено, что буду совмещать разные источники доходов, да.

– Вот точно так же выглядит ситуация для преподавателей. Им должна быть интересна их работа. Вузовские преподаватели – одни из самых привязанных к своей профессии. По результатам наших исследований, до 70% преподавателей, отвечая на вопрос: «За какие деньги вы согласились бы работать клерком?» – говорят: ни при каких условиях. Потому что вознаграждение преподавателя состоит из двух частей: первая – это нормальное физическое денежное вознаграждение, которое позволяет ему сохранять социальный статус, содержать семью; и вторая – его нематериальное, дополнительное вознаграждение. Когда денег оказывается достаточно, чтобы семью прокормить и нормально существовать, то мы не ищем лихорадочно, куда бы еще пойти подработать. И эта минимальная планка, кстати, достаточно высока, потому что мы говорим о человеке очень высокой квалификации, о человеке, у которого высокие культурные потребности: вы хотите посещать достаточно дорогие театры, ездить за границу, жить нормальной жизнью. Вы, наверное, хотите иметь нормальную квартиру, автомобиль, но при этом понимаете: если вы свою работу поменяете за то, чтобы останавливаться не в трехзвездочных, а в пятизвездочных отелях, то вы кривой человек для университета. Вот о чем мы говорим.

«Смысл реформы – вернуть преподавателя в средний класс»

– Я правильно понимаю, что вот это увеличение доходов преподавателей в два раза, которое ожидается к 2018 году, оно будет как раз из разного рода надбавок, а базовая ставка останется такой же, как есть?

– Смысл реформы – вернуть преподавателя экономически в средний класс. Я считаю, что из всего, что Путин в этот срок собирается сделать, это самая социально полезная вещь. Это действительно знаковое для России событие – восстановление интеллигенции. Но вообще, сам по себе принцип «двойной средней» очень похож на то, что есть в западных странах.

Статистика доходов показывает, что учителя в развитых странах получают примерно 110–120% средней по экономике, а преподаватели вузов – от 200%.

Правда, здесь надо уточнить, что в странах, близких к России по доходу, зарплата преподавателя составляет порядка 500–600%, потому что преподаватель вуза существует на международном рынке труда.

– Так все-таки это будет увеличением за счет бонусов?

– Есть две модели. Одна модель подразумевает, что мы определяем нормальных преподавателей, платим им сразу по 150–200%, а от остальных потихоньку избавляемся. На мой взгляд, эта модель романтическая. Таких людей сразу набрать очень сложно. В России сегодня меньше 20% преподавателей вузов занимаются наукой, что в принципе ненормально, выбивается из всей истории университетов.

– А сколько в мире по нормальным стандартам, в США например?

– Думаю, минимум 80%. Есть страны с менее развитой высшей школой – в Латинской Америке, Азии, в арабском мире, – но там показатели все равно выше, чем у нас. И это, кстати, возвращаясь к первому вашему вопросу, некоторый ответ на то, какие у нас резервы для сокращения преподавателей. Кого мы сокращать боимся? Может, эти люди вообще случайно в университет попали…

– Да нет, о том, что есть кого сокращать, и спору нет. Вопрос в том, что таких, может, даже и больше 40%, так что все равно нужны какие-то критерии.

– Надо понимать, что если начинать работать по такой модели и сразу оставлять только людей с международными публикациями на постоянных контрактах, а от остальных избавляться, то нужно быть твердо уверенным в том, что первых больше половины. Иначе система рушится.

Я же считаю, что люди не только черные и белые, как Лев Толстой говорил. Они в основном разных промежуточных оттенков. Человек, замученный совместительством, может быть вполне талантлив и когда-то нормально работал, – так, может, мы дадим ему возможность вернуться.

«У российских вузов нет независимых доходов»

– В «дорожной карте» ставится задача продвинуть хотя бы несколько наших вузов в топ-100 в основных рейтингах. Но посмотрите, кто в этих рейтингах занимает ведущие места, – это негосударственные вузы. Но в самой «дорожной карте» нет ничего про развитие автономных, частных вузов. Ведь есть же успешные в России примеры – ну, скажем, РЭШ.

– Во-первых, что такое РЭШ, что такое Европейский университет в Санкт-Петербурге (тоже очень хорошее заведение, негосударственное совсем)? Это очень маленькие, элитные программы, которые нельзя сопоставить даже с одним экономическим факультетом крупного университета. Они набирают десятки студентов. Не сотни и не тысячи. В Европейский университет принимают только аспирантов, если вы помните. Второе: большинство их студентов не платит за обучение. Туда отбираются талантливые люди, за которых раньше платили зарубежные фонды, а в последнее время платят российские благотворители. Обучение очень дорогое. Найти талантливого студента, который будет платить такие деньги, сложно. Это возможно только на благотворительные деньги. Знаете, как работают университеты в США? Да, они частные, в значительной части. Вот представьте, вы учитесь в Гарварде, там обучение стоит от 40–70 тысяч долларов в год.

– Возьму кредит.

– Подождите брать кредит. Допустим, мы с вами поступаем туда: вы очень понравились, я не очень, но тоже гожусь. Вам присылают письмо, что вы им подходите и университет предоставляет вам scholarship, покрывающий стоимость вашего обучения на 80%. А в некоторых случаях и стипендию, надо же еще на что-то жить. Эти деньги дает сам университет.

– Ну он же берет их от других студентов, которые платят.

– Не совсем. Частные американские университеты были сформированы в XIX веке. Тогда уже американское общество понимало, что вузам нужны собственные источники существования, их наделили огромными земельными участками, которые составляют эндаумент университетов. Эндаумент Гарварда составляет около 30 млрд долларов. Этот капитал работает по принципу инвестиционного фонда, он приносит доход, и этот доход составляет примерно треть или 40% бюджета университета и расходуется в том числе на покрытие стоимости обучения. А студент Кузьминов, который не очень понравился, будет оплачивать стоимость обучения, например, 70 тысяч – такие тоже есть, но их 20–30%. Когда в университете чисто платных студентов больше половины, то он сразу скатывается в рейтингах. Потому что качество студенческой аудитории не менее важно, чем доходы.

– Ну вот возьмем МГИМО. Когда я его оканчивал, там было почти процентов 50 на 50 платников и бесплатников. При этом те деньги, которые он получает от МИДа, – это было максимум треть от доходов. То есть основные две трети он зарабатывал самостоятельно.

– Среди государственных вузов МГИМО один из самых успешных в создании своего эндаумента – Анатолий Торкунов больше всех собрал, но все равно это пока небольшие деньги. Я это вам потому рассказываю, что слова «частный», «конкуренция в образовании» значат совсем не то, что в производстве. Часто люди, которым не нравятся Ливанов, Кузьминов и прочие, говорят, что образование – не услуга, это такой долг, счастье и т.д. В чем-то они правы, потому что образование – это не просто продажа какой-нибудь массажной услуги. Если вы как человек, купивший образование, не будете в него вкладывать свои усилия, в общем-то, результата не будет.

– Это скорее продажа тренажера: если я его купил, но не тренируюсь, то это просто выброшенные деньги.

– Но в данном случае вы за него заплатили, и продавец тренажеров доволен – ему плевать, что вы не качаетесь. А в образовании не так: если вы купили и учитесь плохо, то я страдаю вместе с вами – я теряю репутацию.

– Вот тут-то вся и загвоздка, потому что институт репутации возникает, когда есть реальная конкуренция.

– Конкуренция возникает тогда, когда абитуриент, заказчик научных исследований выбирает. У нас достаточно высокая конкуренция в образовательном секторе, на мой взгляд, не меньше, чем в США.

– Ну и какая же сейчас мотивация у вуза повышать качество своего образования и бороться за студентов?

– Гораздо более серьезная, чем у американских университетов, я вас уверяю. У российских вузов нет эндаумента, нет независимых доходов. Наши вузы получают недостаточно, поэтому они борются за каждую копейку.

– За копейку, но не за умного студента.

– Нет, сейчас они борются и за умного студента, репутация для них тоже что-то значит. Мы ежегодно ведем мониторинг качества приема по ЕГЭ. И каждый раз возникают какие-то скандалы, что кому-то балл недодали, чьи-то данные не учли…

«Проблема с коррупцией есть везде: и на едином экзамене, и на олимпиаде»

– Ну, вы помните ту ситуацию во Втором меде, когда у них был фейковый список абитуриентов, которые в последний момент «отказывались», освобождая место кому надо. И это ведь будущие врачи, в том числе хирурги, под нож которых будут ложиться пациенты. То есть если даже для таких вузов важны больше деньги, чем качество выпускников, что же говорить о гуманитарных вузах?

– С гуманитарными вузами дело лучше обстоит. Медицинские – всегда были самым коррупционно-опасным сектором.

– И как с этим можно бороться?

– Как с этим можно бороться, я в самом начале вам сказал. Ключевая мера – это восстановление нормального экономического положения профессорско-преподавательского состава. Преподаватель не должен быть экономически принуждаем к коррупции. Преподаватель не должен находиться в отчаянном положении, чтобы не искать любые источники дополнительного дохода. Мы должны обеспечить базовый контракт преподавателям на социально приемлемом уровне для него и его семьи. Это первое, что мы должны сделать, а потом уже начинаются такие вещи, как прозрачность, конкуренция и все прочее. Они тоже важны, но если нет этого базового слоя, все остальное идет насмарку – оно просто не работает.

– То есть о борьбе с коррупцией в вузах государство задумается после 2018 года?

– Я считаю, что и сейчас можно думать и параллельно настраивать. Во-первых, необходимо обеспечение прозрачности, в том числе и при зачислении. Вот в ВШЭ каждый день обновляются рейтинговые списки, где есть оценки каждого, и куча абитуриентов и их родителей высчитывают все. Для чего это делается? Для того чтобы была заинтересованность, чтобы люди сами начинали себя контролировать. Это сделать просто, а затраты почти нулевые.

– Но это добрая воля Вышки.

– Сейчас государство приняло целый ряд постановлений, чтобы все сделать прозрачнее и комфортнее для студентов. Правда, бывает, что наши чиновники пропускают все через свою мясорубку, и то, что получается на выходе, теряет ключевые моменты, очень важные для контроля. Тем не менее делается много. У нас есть мониторинг прозрачности, и за последние три года радикально изменилась та информация, которая предоставляется абитуриенту. Раньше Вышка была единственным вузом, у которого на сайте были страницы преподавателей, расписание, а сейчас у многих есть. Это тоже характеристики вуза. Когда вы поступаете, вы должны понимать, кто и как тебя будет учить.

– Ну там же есть проблема с коррупцией при олимпиадах, опять же.

– Проблема с коррупцией есть везде: и на едином экзамене, и на олимпиаде. Вы считаете, что при альтернативной форме поступления, до ЕГЭ и олимпиад, коррупции не было?

– Была еще больше коррупция, конечно. Просто, когда говорят об олимпиаде как о некоем дополнительном способе сделать более справедливым определение качеств абитуриента, то возникает вопрос, что здесь наименее коррумпировано.

– Олимпиады более коррупционно-опасны, чем ЕГЭ, – это однозначно. Поэтому олимпиады можно проводить только в вузах с высокой репутацией, которым есть что терять.

Мы вместе с Садовничим последовательно боролись за то, чтобы олимпиады были прозрачны. Ситуация меняется каждый год, отсекаются олимпиады, к которым есть вопросы по зачислению студентов. Избежать коррупции, к сожалению, невозможно, потому что олимпиада – это оценивание персональных способностей человека. В этом случае мы должны быть уверены в тех, кто оценивает.

«Мы проводим в аудиториях более чем в два раза больше времени, чем западные студенты»

– А как бороться с проблемой излишней загрузки преподавателей и студентов? По вашей системе получается так, что приходит преподаватель на ставку 20–30 тысяч рублей, а потом ему говорят, что если ты напишешь вот столько-то статей, то мы тебе повысим зарплату, а как он, если у него такая нагрузка, найдет себе время, чтобы эти статьи писать и при этом ответственно подходить к подготовке к лекциям?

– Ну, знаете, я вам парадоксально отвечу. Большинство своих работ я написал, когда моя нагрузка была больше сорока часов в неделю. В общем, когда мы говорим о чрезмерной нагрузке, мы говорим о 10–12 аудиторных часах в неделю.

– Вот мне прислал преподаватель Вышки, там 600–800 часов в год.

– 600–800 – это ж не аудиторные часы. Это часы, которые включают и проверку работ, и консультирование студентов, и подготовку к занятиям. Это то, что является считаемой базой нагрузки – где-то 20–25 часов в неделю (что в полтора раза меньше, чем должен отсиживать на работе клерк). Но собственно контактных часов из этого не больше половины. Даже у молодых преподавателей. А у профессоров чисто контактных, когда они лекции читают, иногда бывает и 100 часов. Это чрезмерное акцентирование темы чрезмерной нагрузки.

– Тогда почему как раз в новом образовательном стандарте третьего поколения решили уменьшить нагрузку, если она так невелика?

– Конечно, объективно российский образовательный стандарт перегружен – это не проблема Вышки или МГУ, это проблема всей российской традиции образования. Мы проводим в аудиториях более чем в два раза больше времени, чем западные студенты, но я не могу сказать, что мы в два раза лучше учимся. Эффекта полезного явно нет.

Психологи давно доказали, что человек может сосредоточиться и параллельно изучать четыре предмета, но не семь. Это невозможно. Как минимум к трем он будет относиться формально.

Мы должны, как бы это ни было больно носителям определенных специфических знаний и отдельных предметов, последовательно идти к сокращению наших стандартов.

– И сколько будет в третьем стандарте, какая будет нагрузка?

– Она уже есть. Нагрузка там составляет в среднем 24 часа. Вторая проблема – у нас очень короткая общеобразовательная школа. Мы учим детей 11 лет, когда во всем мире учат как минимум 13. Они на год раньше начинают и на год позже заканчивают школу. Наш вуз компенсирует то, что мы недоучили в школе. Ни в одном вузе на Западе нет иностранных языков или основ высшей математики, экономики и права, повторения истории – все в школе дается в подавляющем большинстве стран. Зачем инженерам в вузе изучать экономику или право и философию, они все это в лицее освоили. Там студент занимается своими профессиональными предметами. В этой сфере мы вряд ли можем рассчитывать на скорые изменения.

– Может, просто добавить один класс в школе?

– Министр Филиппов пытался сделать двенадцатилетку, но волна народного гнева поднялась («как же, наши дети еще целый год проведут в этой ужасной школе»), и от идеи отказались.

– Ну, может, сейчас уже по-другому люди осмыслят?

– Мне кажется, что выбор в России должен быть в сторону продления вуза, а не школы. Не надо заниматься реформами, которые будут перечеркивать привычные и удобные людям вещи, если они сами по себе не вредны.

– То есть все-таки надо преподавать языки в вузах?

– Да, у нас нет другого варианта прямо сейчас. Для того чтобы поднять школу, понадобится 10–15 лет.

– А за счет чего тогда сокращать нагрузку?

– Я уже перечислил. Нам есть за счет чего сокращать нагрузку, а языки пока рано отменять. Хотя я бы, конечно, голосовал за 12–13-летнюю школу, чтобы разгрузить все вузовские программы. Но пока наша система образования к этому не готова – просто представьте себе, какого качества старшую школу мы получим.

«Люди без диплома даже на брачном рынке не рассматриваются...»

– Как раз на тему старших классов – в «дорожной карте» говорится о грядущем появлении многофункциональных центров прикладных квалификаций. Я правильно понимаю, что под этим подразумевается то, что будет вместо нынешних ПТУ?

– ПТУ – это начальное профессиональное образование. Лет десять назад я посещал разные ПТУ в Самаре, самая запомнившаяся специальность, которую там увидел, – обрубщик. Вы знаете, кто такой обрубщик? Я тоже не знал. Это человек, который рубилом сбивает заусенцы с листа железа после того, как тот вышел из-под пресса, – вот такая вот квалификация. Это рудимент истории России, когда у нас было четырехлетнее базовое образование. Сегодня у нас обязательная одиннадцатилетка, какое ПТУ? Я диву даюсь на людей, которые выстраиваются защищать ПТУ. У нас некоторые депутаты в Думе до сих пор рыдают, что мы на рабочий класс, как выяснилось, наступаем.

– Тогда что это за центры прикладных квалификаций?

– Приведу пример, уже не из Самары, а из одного города на севере Китая, из Чанчуня. Мне было интересно узнать, как там рабочих учат. Создан комплекс: в одном здании учат на станках работать, в другом здании парикмахеров, в третьем – переводчиц. Парикмахеры учатся 4 месяца, рабочие на станках – 8, а переводчицы – 2 года. И они учатся только профессии, а кому надо, еще и в школу ходят. Странность нашей системы начального и среднего профессионального образования в том, что человеку, который не хочет учиться, а хочет зарабатывать, навязывают ту же самую программу старшей школы плюс редкие занятия по профессии.

– Потому что это определяет социальный статус человека. Каждая девушка считает, что если у нее нет диплома о высшем образовании в каком-нибудь вузе, то с ней что-то не в порядке.

– У нас есть очень сильная тяга к получению высшего образования. В принципе для городской цивилизации это социальный императив. Люди без диплома даже на брачном рынке не рассматриваются... Мы проводили опрос родителей: представьте, что после техникума ваш ребенок будет получать больше, чем после вуза, куда ребенка отдадите? Две трети говорят, что все равно отдадут в вуз. Почему? Люди не только же за деньгами идут. Идут за культурной жизнью, социальной средой. Родители не формулируют, но инстинктивно чувствуют, что вуз – более безопасная среда. И бог с ними, со знаниями! И каким образом с этим бороться? А не надо с этим бороться! Я считаю, бороться надо с глупостью: когда молодой человек пришел за дипломом, за английским языком, за основами социальных предметов, мы его почему-то пытаемся всерьез делать инженером. Да чихал он на этого инженера, он в магазине будет работать. Но поскольку деньги заплачены государством за все пять лет обучения на инженера, обе стороны начинают тщательно изображать, что одни учатся, а другие учат. Если вы придете в какой-нибудь региональный, да и в московский технологический или педвуз на лекцию четвертого-пятого курса, вы увидите там три-четыре человека. Причем часто люди договариваются, когда кому ходить, чтобы аудитория все-таки не была пустая.

– Я только не понял насчет профессионального образования, как оно все таки будет устроено? Во-первых, будет ли надо учиться все 11 лет в школе?

– Мы не собираемся отступать от обязательного общего образования, каждый человек в России должен окончить 11 классов, но при этом ты можешь перейти в вечернюю школу после 9-го класса и там получать образование. Не секрет, что при совмещении профессионального и общего образования профанируется и то и другое. Вы смотрели фильм «Весна на Заречной улице»? В 50-х годах все нормально было организовано: человек получил профессию, завершает свое общее образование, у кого-то наоборот будет. Самое главное, что получать образование ты должен в школе (то есть всерьез) и это действительно будет образование. А профессию ты можешь получить за гораздо более короткий срок. Вот как вы считаете, чтобы автобус водить или ремонтировать оборудование, нужно 4 года в техникуме?

– А планируемые многофункциональные центры позволят снять нагрузку с вузов за счет студентов, которым была нужна только корочка?

– Нет, к сожалению. Смысл в том, чтобы дать нормальную квалификацию всем тем, кто хочет. Вы знаете, что от трети до половины контингента этих центров – взрослые люди, которые платят деньги и осваивают новые профессии. Например, на рынке требуется слесарь, а ты водитель – пришел в центр, заплатил маленькие деньги и получил новую профессию или обратился в службу занятости, которая заплатит за переобучение. Понимаете, квалификация не на всю жизнь дается. Смысл этих многофункциональных центров, что за полгода или за три месяца есть возможность получить производственную квалификацию, которая востребована на рынке. Но главный момент, что это личное решение человека – пойти учиться в такой центр, а не место ссылки нерадивых школьников.

– Так все-таки вы считаете, что тех, кто идет в вуз за корочкой или потому, что так хотят их родители, нельзя как-то переубедить и перенаправить?

– Думаю, что это невозможно сделать, это будет даже вредно.

– Почему?

– Если человек пришел в вуз хотя бы за корочкой, у него хоть что-то в голове остается.

– Дороговато это будет обходиться государству.

– Во-первых, образование вообще вещь довольно не дешевая, и мы уже сейчас системе образования недоплачиваем где-то 1–1,5% ВВП.

– Это без учета повышения к 2018 году?

– Да, без учета. Во-вторых, если человек совсем уж плохо в школе учился и так уж хочет учиться ради корочки – пусть платит за свое образование. И часто именно так и происходит: у нас половина высшего образования – это платное. Нам специально для таких людей нужно разработать новый стандарт, чтобы он не пять лет мучился, а получил какой-то диплом за два года.

– А такая форма обучения существует?

– Да, в США это называется two year colledge, это образование, которое получают примерно 60% американцев.

– В России же уже есть колледжи.

– Нет, у нас по сути это переименованные ПТУ, а здесь речь идет именно о высшем образовании, но базовом. Думаю, оптимально это были бы 2–3-летние программы. Есть модель прикладного бакалавриата, когда ты поступаешь на обычную программу, через два года понимаешь, что тебе этого достаточно, берешь модуль профобразования и выпускаешься с дипломом прикладного бакалавра. Через какое-то время ты можешь пересмотреть свое решение, вернуться в университет и продолжить обучение. Часто приходится слышать, что это попытка поглумиться над системой образования, мол, и так уже бакалавриат ввели и обрезали программу обучения с 5 до 4, а теперь еще и до 2–3 обрежут. Те, кто так говорят, не понимают, что для нормального высшего образования в современном мире и 5 лет недостаточно, нужно минимум 6–8. Нормальный профессиональный инженер должен сначала 4 года учиться в бакалавриате, два года в магистратуре, и в принципе даже этого недостаточно, я бы ввел даже что-то типа ординатуры, как для врачей. В виде практик на передовых технологиях.

– Ну, для таких профессий, как врач, получается, собственно, ничего и не поменяется.

– И инженером не возьмут на работу после двух лет обучения – безумных нет. Люди, которые боятся двухлетнего бакалавриата, видимо, думают, что у нас до сих пор действует система распределения, как в СССР. Есть рынок труда. И нам надо просто следить, что происходит на рынке, и следовать за тем, как выбирают работников предприятия – и как выбирают сами люди образование и работу. Если люди хотят именно высшее образование – надо дать им такую возможность. Но не стоит упускать из виду, что 65% бюджетных студентов-очников после второго года обучения начинают работать в среднем 24 часа в неделю – считайте, что учиться они уже бросили. Для этих людей должна быть предоставлена опция – подчеркиваю, опция, – чтобы иметь возможность прекратить имитировать обучение ненужным им предметам и начать зарабатывать больше, получив полезную на рынке квалификацию.

Вот зачем секретарю, официанту или системному администратору пятилетнее образование горного инженера, технолога легкой промышленности или проектировщика ракет?

Но если человек все-таки решил вернуться к профессиональной карьере, нужно дать ему возможность продолжить обучение на третьем курсе.

– Когда такая форма обучения заработает?

– Уже есть поручение президента, так что уже в этом году должна быть принята концепция. Пока она обсуждается в двух вариантах. Одну модель я только что описал, а другая модель подразумевает, что сначала человек получает два года прикладной подготовки, как в техникуме, а после этого, если захочешь, то можешь вернуться, и тебя доучат общей теории. Условно говоря, такая модель – это степень прикладного бакалавра после среднего профессионального образования. Может быть, для технарей такое и подходит, хотя я с трудом представляю, каким образом можно потом добрать общие компетенции. Тем не менее эти две модели существуют, конкурируют между собой, обсуждаются на семинарах.

http://slon.ru/russia

Ярослав Кузьминов: «Зарплата преподавателей в Москве вырастет до 150 тысяч рублей».
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 05 фев 2013, 14:52

На волю - с охраной.

Следственный комитет РФ неожиданно отпустил из изолятора домой одну из главных фигуранток скандального расследования о миллиардных хищениях в министерстве обороны Екатерину Сметанову.

Как рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин, обвиняемой Екатерине Сметановой, ранее занимавшей должность генерального директора "Центра правовой поддержки "Эксперт", изменена мера пресечения на подписку о невыезде и надлежащем поведении. Кстати, женщина живет в Санкт-Петербурге.

Напомним, что в ходе расследования этого преступления Сметанова была задержана одной из первых. На следующий день Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил ходатайство следователя об избрании в отношении нее меры пресечения в виде заключения под стражу. Ей предъявлены обвинения в совершении двух преступлений - мошенничество в особо крупном размере и коммерческий подкуп.

В декабре 2012 года Сметанова подписала досудебное соглашение о сотрудничестве. Как утверждают в СКР, выполняя взятые на себя обязательства, обвиняемая активно сотрудничает со следствием, полностью признала свою вину, дала подробные и последовательные показания по предъявленным ей обвинениям, изобличив других соучастников преступления.

Следствие, по словам Маркина, учло, что Сметанова не намерена скрываться или препятствовать производству по уголовному делу, имеет постоянное место жительства и обязуется в назначенный срок прибывать по вызову следователя. Еще были учтены состояние ее здоровья, наличие у женщины двух детей -11 и 12 лет. Следователь Главного военного следственного управления СКР вынес постановление, которым изменил ей меру пресечения на более мягкую - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

На вопрос "РГ", а не может быть долгожданная воля оказаться опасной для женщины, которая сотрудничает со следствием, Маркин заявил, что из-за возможной угрозы жизни и здоровью Сметановой одновременно с изменением меры пресечения в отношении нее применены меры государственной защиты. Это означает, что ни надавить на нее, ни угрожать ей или ее близким у злоумышленников не получится. В СКР заверяют, что расследование уголовного дела продолжается.

На волю - с охраной.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 06 фев 2013, 15:20

Депутаты передумали лишать себя мандатов за неэтичное поведение.

Думская комиссия по этике исключила положение о лишении мандата за неэтичное поведение из готовящегося кодекса этики депутата. Также депутаты не будут платить штрафы за нарушение кодекса. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главу комиссии Владимира Пехтина.

По словам Пехтина, после ознакомления с проектом кодекса представители всех четырех фракций попросили комиссию исключить наказания за неэтичное поведение в виде лишения мандата и штрафа. Инициативу поддержало большинство членов комиссии.

В то же время заместитель руководителя думской комиссии по этике Андрей Андреев не исключил, что изъятые положения вернутся в окончательный вариант документа. Он также сообщил, что в проекте кодекса остается наказание в виде удержания части зарплаты депутата.

Думская комиссия по этике рассмотрит проект этического кодекса депутата в среду, 6 февраля. В этом документе содержатся нормы, призванные обеспечить Думе уважение общества и установить порядок разрешения этических конфликтов между депутатами. Например, кодекс может запретить депутатам пропускать заседания без уважительных причин или передавать голос коллегам. Согласно проекту, если депутат унизит честь и достоинство граждан, ему придется публично извиниться. Выезжать за рубеж с дипломатическим паспортом можно будет только в рамках служебных командировок. Ряд депутатов предлагали внести в кодекс нормы, не позволяющие депутатам и их помощникам носить потертые джинсы, мини-юбки и декольте.

С критикой некоторых правил выступил заместитель главы «Справедливой России» Николай Левичев. В частности, он расценил как политическую цензуру запрет на выход из зала заседания. Также в проекте прописан запрет на критику, «дискредитирующую работу Госдумы», и к этому, по мнения Левичева, легко отнести любую, даже конструктивную критику. Неизвестно, остались ли эти нормы в проекте кодекса.

Левичев и ранее критиковал комиссию по этике, которая, по его мнению, уподобилась «тайной полиции нравов». Комиссия, в большинстве состоящая из членов «Единой России», неоднократно обвиняла самого Левичева и его соратников по партии Илью Пономарева, Дмитрия Гудкова и Геннадия Гудкова в неэтичном поведении. Последний был лишен мандата за участие в предпринимательской деятельности.

Депутаты передумали лишать себя мандатов за неэтичное поведение.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 07 фев 2013, 14:55

Минздрав расследует, почему дети не получают лечение бесплатно.

Изображение

Минздрав России проводит расследование в связи с тем, что родители большого числа больных детей вынуждены собирать деньги на их лечение через СМИ и благотворительные фонды, хотя государство должно оказывать помощь таким пациентам бесплатно, сообщила в среду вице-премьер по соцполитике Ольга Голодец.

Она ранее отмечала, что правительство изучило многочисленные сообщения в СМИ с просьбой о сборе средств на медпомощь. По словам Голодец, большая часть таких обращений связана с неэффективной реализацией программы госгарантий на оказания бесплатной медпомощи. Вице-премьер убеждена, что человек не должен оказываться в ситуации, когда деньги на лечение собираются всем миром.

"Мы усиленно собираем деньги на лечение детей. Между тем, у нас вся высокотехнологичная помощь должна обеспечиваться государством. Это уже почти детективная история, почему у нас помощь вовремя не оказывается государством. Я дала поручение Минздраву, и мы проводим расследование, почему эти дети оказались на страницах газет, а не в больнице, которая должна сделать любую высокотехнологичную операцию", — сказала она в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Минздрав расследует, почему дети не получают лечение бесплатно.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

Бюджет, бюджетники и госслужба. Новости и законы.

Непрочитанное сообщение Adm » 07 фев 2013, 15:20

Подросткам придется нашивать на одежду фликеры - законопроект.

Изображение

Питерские законодатели предлагают обязать родителей нашивать световозврашающие элементы (фликеры) на верхнюю одежду детей и подростков, а также на коляски. Поправки в закон "О безопасности дорожного движения" парламентарии внесли в Госдуму в среду.

Каждое четвертое ДТП с пострадавшими в России — это наезд на пешехода, за год их происходит около 70 тысяч, пишут депутаты. При этом 69,1% от всех погибших пешеходов теряют жизни под колесами машин в темное время суток.

"В целях обеспечения безопасности дорожного движения при движении лица, не достигшего 16-летнего возраста, вдоль проезжей части дороги в темное время суток, родитель или иной законный представитель указанного лица обязан обеспечить наличие на его верхней одежде либо на инвалидном кресле-коляске или детской коляске, используемых для его перемещения, световозвращающего элемента (элементов)", — говорится в законопроекте.

Предоставлять фликеры родителям или другим законным представителям подростков станут местные власти, а устанавливать их эксплуатационные характеристики будет правительство России.

Подросткам придется нашивать на одежду фликеры - законопроект.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

Не знаешь, чем заняться в интернете? Кризис и безденежье портят настроение? Узнай, как можно ЗАРАБОТАТЬ ДОМА настоящие деньги!
Adm
Администратор
 
Сообщения: 82982
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 13:33

PRI

DA

RC

ADV

SaB

Ads

AdveR

TN


SaT

IPVid
Пред.След.

Вернуться в Обмен опытом по вопросам работы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru