Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Общение на любые темы.

Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Непрочитанное сообщение vesna » 16 май 2013, 09:55

Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Самые любопытные исторические, космические и научные факты, события, гипотезы, технологии. Очень интересная тема для самых любознательных!
vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37

TO
Загрузка...

AdveR3

MG
Загрузка...

TG

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Непрочитанное сообщение vesna » 16 май 2013, 11:13

Кочевники древнего востока.

Цивилизации Древнего Востока были созданы не детьми Ноя, а ранее, до появления и прихода сыновей Ноя. Очень заметно, что ближневосточная клинопись не рассчитана на язык семитов: её знаки изображали звуки и не соответствуют семитическим названиям предметов. Однако история упадка и взлета развитых культур неотъемлемо связана с семитическими племенами, но не конкретно с евреями, упоминающимися во временной ленте достаточно поздно. Чтобы освободиться от прессующего и на деле укоренившегося в науке и обществе диктаторства угодников библеистов, надо просчитать, что стоит за теми призывами, за той политикой, в которую нас зазывают безрассудно верить.

Нет смысла, толковать о евреях в 20-15 веках до н.э. - это смешно. В 6-3 тыс. до н.э. серпоносный полумесяц можно поделить на некоторые части: Север — Сирию- Палестину, Месопотамию, Закавказье, Загрос, и Юг — Центральную и Южную часть Аравийского полуострова. Эти части занимали два этномассива: Север – арийцы( (Арий значит — земледелец) которых по политкорректности после второй мировой войны стали называть индоевропейцы. По этому принципу американцы негров называют афроамериканцами), а Юг — допотопное население. Напомним ещё раз, — не племя Сима, не арабы и евреи, их не было, а их далёкие предки — протосемиты.

Огромные по размерам современные пустыни Аравии были степями и лесостепями. А племена Аврама — собирателями, кочевниками. Животноводство было прибыльным делом. Но со временем стада коз и овец выели и вытоптали цветущие пастбища. И племена скотоводов перемещались дальше на север. Перемещение к «земле обетованной» началось до легендарного путешествия Библейского Авраама. Кочевники начали с нарастающей активностью вгрызаться в земли соседей. Кем были кочевники в Аравии? Никаких построек, религиозных памятников, могильников, говорящих и характеризующих культуру кочевников, археологи не нашли. Исключения — следы стоянок, кости съеденных животных, грубые каменные и костяные орудия… то есть то, что оставляли после себя неандертальцы.

Их и называли обозначением «люди пустыни» , «люди смерти», «Племена марту», «Хабиру», о которых доходчиво писали шумеры. Некоторые из них нанимались на тяжелые земляные и ирригационные работы, более ленивые лагерями стояли у городов и селений, промышляя торговлей, обменом, традиционно продолжая пасти коз… Их и могли называть «чужаки». Но « люди смерти» не были детьми Сима. Нужно понимать, что они были патриархами Ноя.

Города Месопотамии со всеми разрозненными цивилизациями (Шумер, Вавилон, Ассирия и пр.) были сильным образованием. Но огромные множества протосемитов двигались в поисках жизненного пространства. Их гнала увеличивающаяся пустыня. При этом технологиями земледелия они не обладали. Это спровоцировало жесточайшую и многовековую войну за жизненное пространство. В связи с тем, что их трудовой деятельностью было скотоводство, оно не давало того, что имели ранние жители этих земель. А получить хотелось всё. В итоге скотоводы несли смерть и разорение в богатые города и государства, возведенные на иной структуре, иных ценностях.

Соседство с городом давала возможность торговли и обмена сыра, мяса на необходимое - посуду, оружие. Это соседство постепенно прививало необходимость в торговле племен протосемитов. Каждый выживал и умножал своё богатство по своему. На практике, присваивающий способ хозяйствования зачастую быстрее давал реальные плоды и процветание его представителям, а, главное, без особого труда. Местные традиции и мораль не везде выдерживали изменение позиций — что вело к разложению изнутри. Индоевропейцы не заметно, очень медленно, но повсеместно ассимилировались, они отдавали место под солнцем «темпераментным», пращурам Ноя, а в будущем потомкам Ноя. И, в конце концов, к началу новой эры уступили полностью. Следствием этого является Коран, Библия, Тора. Историю, а в первую очередь религиозную, пишут победители. «Чужие» победили арийцев, вытеснили их с Ближнего Востока. И написали свою историю древнего человечества. Для того чтобы стать евреями, арабами им придётся пройти суровую школу . Не мешает заострить внимание и понять, что ни один из родов кочевых семитов , не прошедший через Египет, а оставшийся на иных территориях, не стал еврейским родом. Евреи - это те, кто вышел из Египта и находился сорок лет под наблюдением Моисея в пустыне. Отсюда следует что, из Ханаана в Египет шли не евреи. И в Египте были не евреи. Они только «зарождались» там.

О евреях можно говорить тогда, когда египтянин Моисей в 1240 г. до н.э. привел их из пустыни к границе «Земли обетованной».

Изображение

Кочевники древнего востока.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37


YaD

GT

BH

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Непрочитанное сообщение vesna » 16 май 2013, 11:32

130-летие крупнейшего подлога в истории медицины.

Во всех энциклопедиях и медицинских учебниках расписаны «эпохальные открытия» и «заслуги перед человечеством» авантюриста Пастера. С благоговением описан прославленный пастеровский опыт с овечками 1881 года, якобы «блестяще продемонстрировавший ученому сообществу того времени научную основу гениального открытия». Но мало где можно встретить описание последних дней жизни «великого» Пастера, который, будучи на смертном одре, раскаялся в содеянном и, образно говоря, «аннулировал» свои «открытия». И в самом деле, не всякий предстает перед богом, будучи ответственным за гибель миллионов людей. Вот и «великий» Луи не захотел в свой последний час хотя бы в собственных глазах оставаться негодяем.

Он действительно был гением, но – подлога, карьеризма, интриг, взяточничества и фальсификаций, в коих был изобличен еще при жизни. А медиком, как ни странно, не был. Был химиком, изучал преломление света в органических веществах. Биологом стал по случаю, занимаясь процессами брожения по заказу знакомых виноделов – искал способы предотвратить болезни вин некоторых сортов, и открыл, что порча предотвращается нагреванием (впоследствии метод назвали пастеризацией). «Основоположником иммунологии» сделался, выдвинув бредовую идею вакцинирования и блестяще доказав ее прославленном опытом с овечьим стадом, вошедшем во все учебники, книжки, энциклопедии.

Идея, напомним двоечникам, была в том, что ослабленные (по Пастеру - теплом и светом) бациллы, введенные здоровому человеку, вызывают легкую форму болезни и формируют иммунитет к серьезным инфекционным заболеваниям. В 1881 году Пастер «открыл» первую в мире рукотворную вакцину против сибирской язвы (ее впоследствии тихо убрали из оборота – как негодную, а мало-мальски надежной вакцины от сибирской язвы нет и по сей день). И на скотоводческой ферме под Парижем продемонстрировал ее эффективность знаменитым опытом. 24 овечки получили чудесную вакцину из «ослабленных» 43-градусной температурой бактерий сибирской язвы, столько же овец были контрольной группой. Затем всем овцам ввели бациллы сибирской язвы (за пять лет до этого открытые микробиологом Кохом), после чего не привитые овцы сдохли, привитые выжили, хотя у них и наблюдалось некоторое расстройство здоровья.

Триумф Пастера был полным. Его принимали в парламентах и академиях (включая Российскую, почетным членом которой он по сей день числится), облагодетельствовали почетом и деньгами, он создал и возглавил знаменитый Пастеровский институт микробиологии, превратившийся сегодня в крупнейшую мировую фармокорпорацию... Правда, все опыты с овцами, проделываемые в России, Аргентине, Германии, Италии и множестве других стран, оканчивались провалом, "иммунизированные" овцы неизменно дохли. И еще в 1883 году сподвижники Пастера признались, что при проведении своего знаменитого опыта Пастер под большим секретом добавлял в препарат сибирской язвы для "вакцинированных" овец двухромовокислый калий - яд, с гарантией убивающий бациллы. Но было поздно. Большая политика, официальная наука, капитал (Пастеровский институт, конечно же, некоторое время оставался монополистом производства вакцин, для чего пришлось раскручивать на полные обороты и машину фальсификаций) после "впрыскивания" самой мощной из "вакцин" - денег и славы, сами сели на иглу, да так основательно, что и в ХХI веке никто не знает, что с этой аферой делать.

Ученый мир не оставил от «открытия» камня на камне, но против «вакцинирования» госчиновников прибылями наука оказалась бессильна.

В 1885 году Пастер «открыл» вакцину от вируса бешенства (задолго до открытия самих вирусов), партнеры в правительстве начали массовую вакцинацию. А Пастер, получив доступ к документам департамента здравоохранения (минздрава по-нашему), лично разбирался с каждым смертельным случаем, происходившим после вакцинации, количество которых в 1886 году серьезно возросло, находил объяснения (которые и сегодня не изменились - "некачественная вакцина", "нарушения условий хранения" и т.п.) и вычеркивал из статотчетности. В 1887 вакцинизаторы «закрыли» эту статистику. И с той поры до самой смерти Пастера, оставившего сей бренный мир в 1895 году, больше не открывали. Не открывают и по сей день.

Тем не менее, российские, английские, немецкие ученые (в том числе открывший возбудителя сибирской язвы Роберт Кох) подготовили достаточную научную базу, чтобы покончить и с этой крупнейшей аферой в истории медицины, и с детищем Пастера – институтом, носящим его имя. И только мировая война помешала пресечь аферу в международном масштабе и помешать институту Пастера стать самым процветающим фармацевтическим предприятием мира.

Веком ранее война аналогичным образом «выручила» группу аферистов во главе с непосредственным предшественником Пастера, основоположником прививок «доктором» Эдвардом Дженнером. В конце XVIII века этот английский «доктор» (никогда медицину не изучавший и по обычаям того времени купивший звание за 17 гиней) решил вписать свое имя в историю с помощью «открытия»: коровья оспа, привитая человеку, якобы защищает от человеческой оспы. Несколько лет «доктор» безуспешно выпрашивал грант у академии. Его доказательно и обстоятельно опровергали. Было проведено множество опытов, собран огромный фактический материал, показавший, что вакцинирование не только не спасает от оспы, но и способствует ей. Но с началом наполеоновских войн в XIX веке Дженнера вдруг признали «спасителем человечества». Был основан Дженнеровский институт. Оспопрививание было широко внедрено в жизнь. Правда, только в континентальной Европе, а у себя дома англичане постарались ограничить применение «открытия», в том же XIX веке приняв закон против обязательного вакцинирования оспы. В результате даже в 1920-е годы, век с лишним спустя, показатели заболеваемости и смертности от оспы в Великобритании были в 5-7 раз ниже, чем в той же Франции и сопредельных странах. Все это меньше всего напоминает науку, а больше похоже на биологическую войну, успешно проведенную островным государством против наполеоновской Европы. И затянувшуюся на века отчасти по недосмотру, отчасти по умыслу.

Сегодня вакцинирование существует благодаря колоссальным прибылям, которое оно приносит как создателям вакцин, так и государственным ведомствам, осуществляющим прививочные кампании.

130-летие крупнейшего подлога в истории медицины.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37


Adster

ADV2

TG2

Это интересно! Исторические факты и были.

Непрочитанное сообщение vesna » 17 май 2013, 15:26

Животные в космосе.

В этой статье собраны животные, которые пожертвовали свою жизнь для космической гонки и покинули поверхность Земли, начиная русской собакой Лайкой и заканчивая американским шимпанзе Хэм.

Иранская обезьяна

Изображение

Вот, что происходило в мире, пока Вы смотрели сериал «Доктор Хаус». Иранское государственное телевидение заявило, что успешно отправило обезьяну в космос – однако никаких подробностей не сообщается. Все это является частью иранской космической программы. (Ранее страна успешно запустила на орбиту мышь, черепаху и червей). Иран не скрывает своего желания иметь астронавта в космосе, но США и их союзники обеспокоены тем, что технологии космической программы могут также быть использованы для разработки ракет большой дальности. Между тем, некоторые ученые скептически настроены по поводу того, что Иран может совершить этот подвиг, в то время как другие отклоняют этот факт как то, что уже достигнуто за счет крупных держав мира 70 лет назад.

Лайка

Изображение

Несмотря на то, что многие животные вернулись домой, это, однако, удалось не всем. Лайка, русская собака, поучаствовала в создании истории космоса в 1957 году, но также и была принесена в жертву за последний рубеж. В спешке размещенная на борту советского Спутника 2, она была первым животным на орбите. Но советская космическая программа не планировала возвращать спутник, и Лайка умерла через несколько часов.

Эйбл

Изображение

28 мая 1959 года, макака Эйбл и беличья обезьяна Бейкер были запущены на 480 километров над поверхностью Земли на борту ракеты Американский Юпитер. Из их комнаты в носовом отсеке они благополучно вернулись на Землю, однако Эйбл скончалась вследствие введения анестезии через несколько дней, когда врачи пытались снять электрод. Она последовала по стопам Альберта, макаки, который в 1949 году стал первым животным в космосе, отправившимся на борту V-2 на 135 километров, но умер при столкновении с Землей.

Бейкер

Изображение

Спутница Эйбл, Бейкер, сфотографирована в сумке BIOPACK, в которой она жила во время полета. После возвращения на Землю, она дожила до преклонного возраста 27 лет и умерла в 1984 году.

Отважная, Снежинка и Марфуша

Изображение

В июле 1959 года Отважная (слева) и Снежинка (отсутствует на фотографии), две собаки, отправились в космос вместе с кроликом Марфушей, которого ещё называли «Маленькая Марфа» (справа). Отважная – стала опытным летчиком, совершив 5 полетов.

Мисс Сэм

Изображение

Эта макака, Мисс Сэм, помощник другой обезьяны, Сэм, была одной из ведущих тестовых обезьян в НАСА. Она помогала проверить механизм выхода для космонавтов, если они сталкивались с проблемами во время запуска. 21 января 1960 года, она была отправлена в капсуле Меркурий. Мисс Сэм достигла скорости 2900 километров в час и поднялась на высоту 15 километров к тому моменту, как была возвращена в Атлантический океан. На фотографии она в своем скафандре.

Белка и Стрелка

Изображение

Пара советских собак, которые оставили след в истории, 19 августа 1960 года, когда после года тренировок они стали первыми животными, которые благополучно вернулись с орбиты. На самом деле, они не были одни, их сопровождали кролик, 40 мышей, пара крыс и несколько мух и растений.

Хэм

Изображение

Через одиннадцать дней после того, как Джон Кеннеди стал первым католиком в Белом доме, НАСА сделали Хэма первым шимпанзе в космосе. В отличие от Кеннеди, Хэм не был коренным американцем, он родом из Западной Африки. Несмотря на то, что полет был совершен на 68 км выше и 2400 километров в час быстрее, чем предполагалось, Хэм перенес его хорошо, испытывая лишь небольшое обезвоживание и усталость.

Феликс

Изображение

В октябре 1963 года Франция отправила в космос первую кошку на борту своей ракеты Вероник. Хотя он и не стал так знаменит, как его тезка из мультфильма, Феликс был изображен на марке 1992 года, выпущенной правительством Коморских островов.

Безымянная беличья обезьяна

Изображение

С появлением космических челноков НАСА решили проверить долгосрочные последствия космоса на обезьянах. В 1985 году агентство послало двух беличьих обезьян – у них не было имен – и два десятка белых крыс на борту Challenger. Здесь, двое из них смотрят через стекло, плавая в воздухе. Оба вернулись на землю благополучно.

Лягушки

Изображение

Астронавт держит лягушку на борту космического шаттла Endeavour в 1992 г. НАСА отправило лягушек в космос, чтобы исследовать, как невесомость влияет на яйца амфибий, оплодотворенные и вылупившиеся в космосе.

Лягва

Изображение

Нет, это не чужой: это лягва, земное существо, отправленное в космос на борту Колумбии в 1997 году для изучения воздействия пониженной гравитации на нервную систему. Ученые выбрали лягву, потому что её ухо по структуре похоже на человеческое.

Мышиная миссия на Марс?

Изображение

Что дальше ждет животных-исследователей космоса? Они могли бы помочь ответить на вопросы о дальней разведке человека вглубь Солнечной системы. Группа ученых надеется отправить мышей на околоземную орбиту на борту спутника, предназначенного для имитации гравитации Марса – спутник находится между невесомостью космоса и земной силой тяжести – чтобы посмотреть, как они будут реагировать.

Животные в космосе.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37


Med.ad

Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Непрочитанное сообщение vesna » 24 май 2013, 11:21

Слоновые птицы— вымершее семейство нелетающих эпиорнисообразных птиц, обитавших на Мадагаскаре.

К эпиорнисовым относятся одни из самых крупных птиц. Aepyornis maximus достигал 3 м - 5 м в высоту и массы порядка 500 кг, их яйца — 34 см - 86 см в длину при объеме до 8—9 л, что в 160 раз превосходит размеры куриного яйца. Описаны останки восьми видов, принадлежащих к двум родам — собственно Aepyornis, включая A. hildebrandti, A. gracilis, A. medius, A. maximus, и Mullerornis. В ископаемом состоянии известны с плейстоцена. Последние эпиорнисовые были уничтожены человеком на рубеже XVII—XVIII веков.

Считается, что сведения о гигантских птицах с Мадагаскара послужили источником для легенд о птице Рух из «Тысячи и одной ночи».

В рассказе Герберта Уэллса «Остров Эпиорниса» (1894) главный герой оказывается на необитаемом острове один на один с выведенной им из яйца гигантской птицей.

Кроме того, создатели серии игр "Последняя фантазия" (Final Fantasy) использовали в качестве прообраза для Чокобо именно Слоновую птицу.

Несмотря на то, что слоновые птицы давно вымерли, сохранилось достаточное количество их нетронутых яиц. Их продолжают находить и до сих пор. Некоторые яйца выставлены в палеонтологических музеях вместе с найденными скелетами птиц. Самое большое яйцо этой птицы, найденное в пределах острова Мадагаскар, было продано на аукционе в марте 2013 года.

Слоновые птицы— вымершее семейство нелетающих эпиорнисообразных птиц, обитавших на Мадагаскаре.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37

Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Непрочитанное сообщение vesna » 24 май 2013, 11:24

Книга рекордов Гиннесса. Самое большое и дорогое яйцо в мире.

На аукционе Christie’s в Лондоне 24 апреля 2013 года был поставлен рекорд цены на яйцо.

Правда, яйцо это необычное — оно принадлежит давно вымершей «слоновой птице», жившей на острове Мадагаскар, и в 100 раз превышает по размерам обычное куриное яйцо. Редкий археологический артефакт был продан за 66 тысяч 675 британских фунтов (почти 102 тысячи долларов США).

Изображение
vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37

Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Непрочитанное сообщение vesna » 24 май 2013, 11:50

Птица Рух (птица - слон). Мифы и легенды.

На земле воцарялась тьма, когда она летела, закрывая солнце. Наблюдатели сравнивали её с парящей в небе горой. А для потерпевших кораблекрушение она была единственным средством покинуть необитаемые острова. Марко Поло передаёт с чужих слов, что её описывают, как гигантского орла с размахом крыльев в тридцать шагов.
Источник: арабские мифы и легенды

Монгольский хан Хубилай снарядил экспедицию, чтобы добыть её перо. Согласно рассказам арабских путешественников, она охотится на слонов: поднимает жертву в когтях, а потом бросает на землю и пожирает. Такова эта птица, которую арабы называют именем рух, что восходит к общесемитскому ruh — «дыхание, ветер, божественный ветер»...

Живая гора, убийца слонов...

Бузург ибн Шахрияр (X в.), житель одного из портовых городов Персидского залива, автор известной в средние века книги «Чудеса Индии», записал сообщения морских капитанов о фантастической птице, охотнице за слонами.

Видимо, это первая литературная фиксация легенды, где повествуется о далёкой, но всё же доступной области мира. Любопытно, что имя птицы при этом ни разу не называется. О ней пишет, со слов собеседника, великий среднеазиатский ученый Х-ХI вв. аль-Бируни: но имя «рух» неизвестно и последнему, якобы видевшему её во время своих странствий в степях севернее Китая.

Невероятные сведения о рогатой птице, затмевающей в полёте солнце, вызвали неподдельный интерес у энциклопедиста из Газни, хотя он и не скрывает своего скепсиса относительно её свойств.

Знаменитый арабский путешественник ХІІІ века ибн Баттута, проведя двадцать четыре года в странствиях, вернулся в родной город Танжер (Марокко) и вскоре, исполняя волю султана, продиктовал писцу свои воспоминания. Есть там и история встречи с птицей рух. Из китайского порта Зайтун ибн Баттута отплыл в Индию на судне, принадлежавшем правителю Суматры.

Десять дней команда не видела солнца, и судно оказалось в незнакомом море. На сорок третий день плавания в море появилась гора, и ветер погнал на неё корабль. Все искали утешения в смиренных молитвах и в покаянии, вспоминает ибн Баттута; он даже составил список подаяний, которые купцы обещали раздать бедным в случае спасения. Вдруг при восходе солнца они увидели, что гора взлетела высоко в воздух!

Матросы стали прощаться друг с другом. На вопрос ибн Баттуты, что случилось, они ответили: это птица рух, которую сначала все приняли за гору. Она погубит корабль, если его увидит. В это время Аллах послал ветер, который увлёк судно в сторону; больше они страшную птицу не встречали...

------------------------

Еще один старинный автор, Агапий Манбиджский, именует её асфур алфил (букв. «птица-слон»), что, по-видимому, должно было показать необычные размеры птицы.

В космографическом введении к своей «Книге заглавий» Агапий даёт описание первого «климата» — зоны мира, — соприкасающегося с «пылающей землёй». В этой зоне сосредоточены необычные природные явления, животные и птицы фантастических размеров.

Речь идёт о некоей пограничной территории, рубеже, где возможен переход космической (сакральной) реальности мифа в земную подлинность. Гигантская птица, парящая в божественном пространстве, преодолевая этот рубеж, обретает земные черты и новую родину.

«В этом климате имеются крупные животные, большие звери с телами безобразного вида, гадкого сложения, очень страшные, — пишет Агапий Манбиджский. — Там есть большие птицы. Среди этих птиц есть имеющие облик животных: страуса, жирафа, грифона. Есть птица, которую называют асфур алфил и которая бросается на большого слона и уносит его. В этом климате есть большие слоны и другие животные, которых никто не видел и о которых никто не слышал. Там имеются все виды огромных змей, большие драконы, обычные змеи и гадкие и страшные рептилии».

/---------------------------------

То, о чем рассказывали арабские капитаны в X в., с удивительной точностью было повторено во времена Магеллана. Пигафетта записал рассказ мавров из Бурне об огромной птице Гаруде, способной перетащить по воздуху буйвола или слона. Царь птиц Гаруда — герой индийского мифа; но здесь он стал персонажем приключенческой истории, претендующей на истинность.

Обитает эта птица в Китайском заливе южнее Большой Явы и гнездится на плодовом дереве. Ни одна джонка не может приблизиться к месту, где растёт это дерево, из-за бурных водоворотов у берегов. По словам мавров, люди впервые узнали об этом дереве после того, как одну джонку втянуло в водоворот и она разбилась в щепы, причём весь экипаж утонул и спасся чудесным образом только один мальчик, привязавший себя к толстой доске.

Он взобрался на дерево, не будучи никем замечен, и спрятался под крылом гигантской птицы. На другой день птица поднялась, чтобы лететь на берег и ловить буйволов, — а мальчик бежал и спасся. Многие из рассказчиков уверяли Пигафетту, что видели эту птицу. Добраться же до мест её обитания было невозможно...

-----------------------------------------------------------------------------------

Вероятнее всего, легенды о птице рух сложены из фрагментов различных мифов, одним из которых, как мы видели, является миф о Гаруде, перекочевавший из Индии через Персию в арабский мир.

-----------------------------------------------------------------------------------

Версия Марко Поло

Согласно сообщению известного итальянского путешественника ХІІІ века Марко Поло, южнее Мадагаскара и Занзибара расположено множество островов, куда не рискуют плавать купцы, потому что морское течение не позволяет судну вернуться обратно.

На этих недоступных островах и обитает птица рух. Марко Поло сначала решил было, что речь идёт о легендарном (не том, что известен орнитологам!) грифе — орле с телом льва. Но, поскольку описания этих двух существ не совпадали, он пришёл к оригинальному заключению.

Вот оно: «Рассказывают, что есть там птица гриф, появляется в известное время года, и во всем гриф не таков, как у нас думают и как его изображают; у нас рассказывают, что гриф наполовину птица, а наполовину лев; и это неправда. Те, кто его видел, рассказывают, что он совсем как орел, но только, говорят, чрезвычайно большой.

Кто его видел, описывают его, как я слышал, так: рассказывают, что гриф очень силён и очень велик; схватит слона и высоко-высоко унесёт его вверх, в воздух, а потом бросит его на землю, и слон разобьётся; гриф тут клюёт его, жрёт и упитывается им.

Кто видел грифа, рассказывают еще, что если он расправит крылья, так в них тридцать шагов, а перья в крыльях двенадцати шагов; по длине и толщина их. Вот что рассказывают о грифе, кто его видел. О грифе вот ещё что нужно сказать: зовут его на островах руком, а по-нашему не называют и грифа не знают; но то гриф, судя по величине».

Художник, который в середине XIV в. иллюстрировал книгу Марко Поло, попал в трудную ситуацию. Согласно традиции, у грифа передняя часть туловища орлиная, а задняя — львиная; птица рух, которую Поло объявил «реальным» прототипом грифа, не имела звериного тела... как же поступить? И художник находит остроумный выход, изображая... две фигуры!

Одного грифа он рисует со слоном в клюве, при этом задняя часть тела чудовища скрыта за скалой; другой гриф представлен, как стопроцентная птица, нависшая над двумя слонами. Любопытный компромисс...

В дальнейшем рисовальщики уже не путали эти легендарные образы, европейский и арабский. На гравюре «Магеллан» голландского художника Иоанна Страдамуса (1523-1605) среди символических фигур, прославляющих открытие американского континента, есть изображение гигантской птицы рух, несущей в когтях слона.

Птица Рух (птица - слон). Мифы и легенды.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37

Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Непрочитанное сообщение vesna » 24 май 2013, 11:56

Полеты на гигантских орлах.

В сказках «Тысячи и одной ночи», в рассказе о втором путешествии Синдбада-морехода, повествуется о встрече отважного героя с птицей рух.

Действие разворачивается на одном из дальних островов, где спутники случайно забыли Синдбада. Синдбад исследовал остров и обнаружил гигантское яйцо.

Вдруг солнце скрылось, кругом потемнело. Герой поднял голову и увидел большую птицу с широкими крыльями. Тогда он вспомнил, как люди рассказывали, что на неких островах есть огромная птица, называемая рух, которая кормит своих детей слонами. Синдбад привязал себя к ногам этой птицы, и она доставила его в обитаемые земли.

Кроме Синдбада, летать на гигантской птице отважились еще несколько героев, — а для потерпевших кораблекрушение у необитаемых островов это был, кажется, единственный и хорошо им известный способ выбраться из трудной ситуации. В знаменитой книге арабского космографа Закарии ибн Мухаммада ал-Казвини «Чудеса творения» (1280) путешественник из Исфахана рассказывает о кораблекрушении.

Один путник спасся и оказался на острове, где росло огромное дерево, а на нём было нечто похожее на широкий настил. «И тогда появилась огромная белая птица (я не видел творения больше её) и опустилась на этот настил. И тогда я спрятался, страшась, что она меня поймает.

Едва же забрезжил свет утра, птица встряхнула крыльями и улетела. И была вторая ночь. Снова появилась птица и устроилась в своём гнезде. И тогда я потерял надежду на сохранение жизни, и в предчувствии гибели тосковала душа моя. На следующее утро птица опять улетела.

На третью ночь я снова сидел рядом с птицей, пока не настало утро и птица не расправила свои крылья. Тогда я прицепился за её ноги; она подняла меня и полетела. И ускоряла свой полёт, пока не поднялась к солнцу. Когда взглянул я вниз, то увидел только пучину моря. Я напряг все силы, чтобы не отпустить её ноги и перевязь, которая причиняла мне боль.

Я терпел до тех пор, пока не взглянул вновь на землю и не увидел селения и возделанные земли. Тогда птица приблизилась к земле и стряхнула меня на кучу сухой травы в порту, и кто-то из жителей селения увидел меня. Птица же поднялась в воздух и скрылась от меня». (Пер. с арабского Юлии Гавриловой.)

В середине XII в. рабби Вениамин из Туделы объехал еврейские общины Ближнего Востока и Персидского залива. В одном из портовых городов он услышал несколько историй о приключениях мореходов, ищущих пути в Китай, в том числе — занимательный рассказ о гигантской птице, которую рабби Вениамин на западный манер именует грифоном.

Корабельщики рассказали ученому иудею, что из Цейлона в Китай есть морской путь, по которому можно достигнуть «замерзающего моря». Там господствует созвездие Орион, часто вздымающее такие бури, что ни один мореход не может управлять своим кораблём; а когда буря загоняет корабль в замерзающее море, то он уже никак оттуда выбраться не может, и экипаж, израсходовав всю свою провизию, умирает голодной смертью.

Таким образом погибло много кораблей. Но люди придумали способ, как выбираться из этого гибельного места. Моряк берёт с собой телячьи шкуры; когда судно оказывается в замерзающем море, то он, захватив нож, влезает в шкуру и зашивается в нее так, чтобы вода не могла проникнуть внутрь.

В таком виде мореход бросается в море. Это видит большой орел, так называемый грифон; приняв плавающее тело за животное, он спускается с высоты, хватает его и несёт на сушу, чтобы растерзать свою добычу. В это время человек мгновенно убивает орла ножом и, высвободив себя из шкуры, идёт отыскивать других людей.

Пожалуй, перед нами — довольно традиционные сказочные сюжеты, восходящие к древнейшим мифам о путешествиях героев в страну богов или в загробный мир и об их возвращении оттуда на чудесном крылатом существе. Но каким же образом явная легенда обрела признаки достоверных сообщений? Почему ей верили и простолюдины, и монархи?..

Перо — сосуд для воды?

В поисках ответа обратим внимание на одну из историй, записанных Бузургом ибн Шахрияром.

«Ибн Лакис рассказывал мне, что, когда он был в Софале, к царю зинджей пришёл человек и сказал: «О царь! Птенец такой-то птицы, — Ибн Лакис забыл её название, — спустился в такую-то рощу, схватил слона и растерзал.

Его поймали, когда он пожирал свою добычу». Царь тотчас же встал и отправился в рощу; с ним пошла толпа народа, в которой находился и я. Птица ещё билась, когда мы к ней подошли, а слон валялся подле неё, объеденный на целую четверть.

Царь приказал вырвать из её крыльев перья; двенадцать из них, по шести в каждом крыле, были громадны. Кроме того, он взял несколько других перьев, клюв и часть когтей и кое-что из внутренностей. В ствол одного такого пера входило больше двух мехов воды. Говорили, что этот птенец — из птиц Софалы зинджей.

Пролетая над рощей, он увидел слона, схватил его когтями и поднял на воздух, а потом убил, бросив наземь. Люди, находившиеся там, заметили птенца, когда он, спустившись, пожирал свою добычу. Они изранили его отравленными стрелами и копьями, потом, наконец, опрокинули и убили».

Из приведённого рассказа следует, что зона обитания птицы рух («Софала зинджей») — восточное побережье Африки с прилегающими к нему островами. Это уже — географическая конкретизация. И есть еще одна деталь, повторяющаяся во многих источниках...

Ибн Шахрияр пишет: «Ал-Хасан ибн Амр и другие лица со слов индийских шейхов сообщили мне разные сведения о птицах Забеджа, Кхмера, Сенфа и других индийских стран. Самый большой кусок пера, который я когда-либо видел, — это нижняя часть ствола пера, показанная мне Абул-Аббасом ас-Сирафи. Этот кусок был длиною около двух локтей; казалось, он мог вместить целый мех воды.

А капитан Исмаилуйя рассказывал мне, что где-то в Индии, в доме одного крупного купца, он видел ствол пера, в который наливали воду, точно в большой кувшин. «Не удивляйтесь! — продолжал Исмаилуйя, видя моё изумление, — один из капитанов Зинда рассказывал мне, будто у сирского царя он видел ствол пера, который вмещал двадцать пять мехов воды».

Отметив странное свойство пера чудо-птицы — способность служить вместительным сосудом, продолжим наш поиск истины.

В XIII в. рассказы о птице рух дошли до слуха великих монгольских ханов. Хубилай, правивший Китаем, отправил своих людей на поиски места обитания этой птицы. И посланники... вернулось с чудовищным птичьим пером!

А в уже упоминавшихся нами сказках «Тысячи и одной ночи» есть рассказ о купце из Северной Африки, Абдар-Рахмане аль-Магриби*, носившем почётное прозвище «китаец», так как он долго жил в Поднебесной. Однажды в Китайском море он увидел вдали остров. Корабль пристал к этому острову, чтобы набрать воды и дров. На берегу матросы нашли белое блестящее яйцо длиной в сто локтей**.

Они стали бить по нему топорами, камнями и палками, и яйцо раскололось, обнаружив птенца. Люди выдернули перо из его крыла и унесли на корабль. Вдруг прилетела птица рух, величиной с большое облако. В когтях она несла камень больше корабля. Догнав корабль, птица бросила этот камень на него. Но камень упал мимо, потому что Аллах начертал путникам благополучие и спас их от гибели. Итак, аль-Магриби привёз с какого-то острова перо птенца птицы рух. Как и в рассказах капитанов, поведавших о своих путешествиях Бузургу ибн Шахрияру, этот загадочный предмет можно было использовать для хранения воды!..

Вопрос помогли прояснить «настоящие» китайцы. Их сказителям и до Хубилая была известна эта птица. В китайском сочинении XIII в., описывающем китайскую и арабскую торговлю, говорится об островах Пемба и Мадагаскар, где обитают огромные птицы пёнг. В полете они закрывают солнце, так что оттенок солнечного диска меняется. Если кому-то повезёт найти перо этой птицы, то он может сделать из него сосуд для воды.

По мнению Хирта и Рокхилла, издавших перевод этого текста, птица пёнг — то же, что птица рух. Они считают, что указание на Мадагаскар, как на место обитания «убийцы слонов», связано с находимыми там ископаемыми яйцами гигантской страусообразной птицы эпиорнис, истреблённой человеком в XVII в.

Кроме того, многие племена, особенно в прибрежных областях Мадагаскара, пользовались сосудами для воды, сделанными из стволов большого бамбука, около 15 см в диаметре и двух метров длиной, — вот вам и «ствол пера»! Его наличие рядом со скорлупой колоссальных яиц делало сказку вполне «документальной»...

Рога или бивни

А теперь напомним читателю об одном диковинном месте в сочинениях аль-Бируни. По его мнению, гороподобная птица... имеет рога!

В трактате «Минералогия» ученый собрал различные сведения о веществе животного происхождения — хуту, которое очень ценили китайцы и восточные тюрки. Термином хуту обозначали кость слонов, носорогов, моржей, нарвалов и ископаемые бивни мамонтов.

Пристрастие к предметам, изготовленным из хуту, объясняли тем, что это вещество якобы потело, когда к нему приближался яд; кубки из слоновой кости спасали своих владельцев от отравления...

Автора заинтриговало именно то обстоятельство, что у птицы есть рога, которые очень ценятся, но крайне редко попадают в руки охотников, потому что птица умирает на далёких и недоступных островах.

Мне кажется, что в рассказе, записанном аль-Бируни, произошло наложение двух образов: птицы рух и несомого ею слона с бивнями из хуту. Причем, последний термин вдруг стал... именем птицы.

«Рассказывал один человек, как однажды он ехал вместе с жителями степей Китая, и вдруг солнце потемнело, тогда они слезли с лошадей и распростёрлись в земном поклоне. «Я сделал то же, что и они, — продолжал он, — и не поднимали они головы, пока не кончилась темнота; я спросил их об этом, и указали они на Бога Всевышнего, описав его так, как это делают язычники, — в образе птицы.

И если бы вместо имени Его — слава Ему — они назвали ангелов или шайтанов, то были бы они дальше от нелепости и ближе к цели, ибо они утверждали, что эта птица чрезвычайно большая, живёт за морем в необитаемых пустынях Китая и страны зинджей и питается дикими слонами, которые не поддаются приручению; она проглатывает их так, как петухи проглатывают зерна пшеницы, и имя её на их языке — хуту».

А может быть, все намного проще, и первые путешественники в Африку, привозя слоновьи бивни, «для солидности» выдавали их за рога чудесной птицы?!

*************************************************************************************************************************************

Исследователи фольклора склонны производить арабскую птицу Рух то ли от персидского симурга, то ли от индийской Гаруды, которая в Махабхарате и Рамаяне изображена уносящей в когтях слона, сражающегося с черепахой. Возможно, к этой же группе баснословных существ следует отнести известную по еврейским поверьям райскую птицу Зиз.

Привязка птицы Рух к Мадагаскару, возможно, не случайна — до XVII века остров населяли гигантские птицы семейства эпиорнисовых. Подобно страусам, они не летали, поэтому взрослого эпиорниса весом до 500 кг и ростом до 3 метров заезжие арабы могли принять за свежевылупившегося птенца гораздо более крупной, летающей птицы.

Полеты на гигантских орлах.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37

Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Непрочитанное сообщение vesna » 24 май 2013, 14:51

Знаете ли Вы? ФАКТЫ о Российской империи, которых вы не знали.

1. В Российской империи было разрешено свободное ношение оружия. До революции 1917 г. оружие свободно продавалось в охотничьих магазинах.

2. Вместо килограмма мерой веса в Российской империи был пуд, равный 16,38 кг.

3. До революции Россия (Российская империя) была самой непьющей страной в Европе. Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.

4. Император Николай Второй приходился двоюродным братом императору Британской империи Георгу Пятому.

5. Император Пётр Третий (урождённый Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский) был немцем по происхождению : по линии отца был внучатым племянником шведского короля Карла XII и сначала воспитывался как наследник шведского престола. Когда в 1751 году он узнал, что его дядя стал шведским королём, он обмолвился: "Затащили меня в эту проклятую Россию, где я должен считать себя государственным арестантом, тогда как если бы оставили меня на воле, то теперь я сидел бы на престоле цивилизованного народа".

6. В 20-й век Российская Империя вступила с крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94% всей нефти перерабатывались внутри страны.

7. В 1904 году в России был 21 миллион лошадей (во всем мире - около 75 миллионов): 60% крестьянских хозяйств России имели 3-х и более лошадей.

8. По темпам промышленного производства Российская империя к 1914 году вышла на 1-е место.

9. Знаменитый аромат «Chanel № 5» придумала не Коко Шанель, а русский парфюмер-эмигрант Веригин, который работал в парфюмерном отделе «Шанель» вместе с коренным москвичом Эрнестом Бо.

10. В 1913 году Россия от продажи сливочного масла за границей выручила столько же, сколько от добычи золота.

11. Самым крупным сословием в Российской империи являлось крестьянство.

12. Конфессии: православные 69.5%, мусульмане 11.1%, католики 9.1%, иудеи 4.2%.

13. Первым главой государства, который официально огласил идею всемирного разоружения, был русский Император Николай Второй: он предложил это главам государств Европы в 1898 году в Гааге.

14. Перед Первой мировой войной Россия давала хлеба примерно столько же, сколько США, Канада и Аргентина вместе взятые, а они сами были в этой отрасли ведущими.

Знаете ли Вы? ФАКТЫ о Российской империи, которых вы не знали.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37

Это интересно! Любопытные факты из истории и науки.

Непрочитанное сообщение vesna » 24 май 2013, 15:38

История формирования северного стиля потребления алкоголя в России.

"Северный" стиль употребления алкоголя - потребление алкоголя преимущественно в виде крепких напитков (водка, самогон) единовременными большими дозами ("залпом", "единым духом"). Для стран с северным стилем потребления алкоголя - России, (а в недавнем прошлом - Швеции) свойственна тяжёлая алкогольная ситуация, характеризующаяся распространённостью алкоголизма среди населения, высокой заболеваемостью и смертностью, обусловленной алкоголем.

Для стран, в которых алкоголизм не является острой медицинской или социальной проблемой (Италия, Франция, Испания и др.), характерен "южный" стиль потребления алкоголя главным образом в виде вина и пива.

Понять, почему северный стиль потребления стал доминирующим в России невозможно, не найдя объяснения, почему абсолютное большинство россиян отдаёт предпочтение крепким алкогольным напиткам.

Особенности потребления алкоголя в древней Руси

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны).

В то время на Руси основным сырьём для производства алкоголя был мед и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха, пиво, брага, а с Х в. и виноградное вино, а их приём сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя.

С этих далёких времён сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: "И я там был. Мёд, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало".

Хмельное питьё каждый варил сам для себя, сколько ему нужно было для обихода. Иногда напитки варили семьями, миром, что получало название мирской бражки, мирского пива. Общины и миры, города и сёла сходились на игрища, собирались на братчины, пиры и беседы. На народные пиры приглашался князь, на пир княжеский собирался народ. "Строй земской жизни проявлялся в том весёлом единении народа и князя - государя, которое мы встречаем на пирах Киевской Руси, древней Польши, ещё жившей по-славянски, в Чехии, и так далее, во всей Славянщине".

Всякое мирское дело непременно начиналось пиром и поэтому в жизни народа хмельные напитки имели большое культурное значение.

Общее заблуждение иностранцев - принимать радушные пиршества в честь гостя за повседневный обычай славян. Арабский писатель Ибн-Фодлан писал о славянских язычниках, что "они предаются питью вина неразумным образом и пьют его целые дни и ночи".

Слова киевского князя Владимира Святославича "Руси есть веселие пити, не можем без того быти" не означали, что русский народ не мог обходиться в повседневной жизни без алкоголя. Киевский князь не мог представить себе пира без алкогольных напитков своего времени. Это был всего лишь-навсего его вежливо-ироничный отказ мусульманским послам, склонявшим Русь к принятию ислама, который не допускал употребления алкоголя.

Христианская вера, в которую был обращён русский народ, пить не запрещала, но, требовала умеренности в отношении хмельного. "Невинно вино, виновато пьянство" (И. Христос).

Обычай пировать сохранялся ещё достаточно долго, но из языческого буйства он превратился в христианское застолье. Древняя языческая тризна, на которой обязательно употреблялись хмельные напитки, также пережила падение язычества и сохранилась до наших дней. Алкоголь потребляется в "родительские субботы" и в другие дни поминовения умерших.

Православие играло важную сдерживающую роль в отношении злоупотребления алкоголем, строго регламентировало его потребление. Свидетельство этому - некоторые известные пословицы и поговорки: "Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого" (т.е. пить в будни - грешно), "Одна рюмка - на здоровье, другая - на веселье, третья - на вздор", "Много вина пить - беде быть", "Пить до дна - не видать добра", "Работа денежку копит, хмель денежку топит".

До середины XVI в. народ, заплатив пошлину на солод, хмель и мёд ("бражную пошлину"), варил известное к тому времени слабоалкогольное питьё (5-8°) - медовуху, пиво, брагу и употреблял их дома или в корчмах.

Корчма - древнеславянское общественное питейное заведение. Корчмой называлось место, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и выпивки с песнями и музыкой. Корчма была вольным народным учреждением, имела значение ратуши и гостиного двора. В Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске корчмы составляли важнейшее городское учреждение.

Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается пьянство как социально неприемлемая форма употребления алкоголя, носящая массовый характер. Злоупотребление алкоголем сдерживалось в то время рядом факторов. Алкогольные традиции на Руси определялись ритуальным употреблением хмельных напитков по случаю знаменательных событий, православных праздников, свадеб, крестин, поминок, завершение сбора урожая и т.п., нося в целом эпизодический характер. Алкогольные напитки были слабоградусными. Большинство населения не имело излишков продовольствия для производства алкоголя. Алкогольные напитки были относительно дороги. На голодный желудок алкоголь как правило не употреблялся: мёд, пиво или вино пили либо на пиру, либо в корчме, где всегда подавалась еда.

Изменение алкогольных традиций в период Московского государства. Первые упоминания о пьянстве среди простолюдинов

Пьянство - социально осуждаемая форма потребления алкоголя. Ошибочным является убеждение, что пьянство на Руси возникло с появлением водки. Виноградный спирт (аква вита) в Россию стали завозить давно - с 1386 г. Изготовление спирта из ржаного сырья русские изобрели в 1448-1474 гг. Разбавленный водой хлебный спирт получил название хлебного вина или водки. В Польше производство водки из хлеба сумели наладить лишь столетие спустя. Лишь со второй половины XVI в. появляются свидетельства о пьянстве в России - Стоглавый Собор (1551 г.) призывал: "Пить вино во славу Божью, а не во пьянство".

Таким образом, полтора столетия с начала ввоза в Россию спирта и столетие со времени изобретения его перегонки из хлебного сырья упоминаний о пьянстве на Руси не было.

Патриархальный уклад жизни в старой Руси, несмотря на появление водки, сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. "Домострой" давал чёткие наставления в отношении алкоголя: "Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни мёда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома и на людях".

Современные Япония, Китай и Корея, сохранившие многие древние традиции в повседневной жизни, не имеют столь выраженные проблемы злоупотребления алкоголем как социального явления, несмотря на относительную доступность крепких алкогольных напитков - виски, джина и водки.

Пьянство приходит в Россию с вытеснением корчмы кабаком, с запретом простым людям самим варить пиво и брагу, с потерей народом самостоятельности - закрепощением. Оно приходит в Россию, когда продажа алкоголя сделалась статьёй государственного дохода.

Царь Иван IV (Грозный) запретил в Москве продавать водку, позволив пить её одним лишь опричникам. Для этой цели в 1533 г. был построен на Балчуге особый дом, называемый по-татарски кабаком. То был первый "царёв кабак". Около 1555 г. из Москвы начинают предписывать наместникам повсюду заводить "царёвы кабаки". В этих питейных домах можно было только пить спиртное, не закусывая, что приводило к быстрому опьянению. Возникают чудовищные по сути питейные дома, где можно только пить, а есть - нельзя. Если в древнеславянской корчме, как и в татарском кабаке или немецком постоялом дворе, можно было есть и пить, то в московском кабаке велено только пить и пить, и что самое главное, одному лишь простому народу, то есть крестьянам и посадским, поскольку им одним было запрещено приготовлять домашние питья.

Распространение кабаков на Руси пошло очень быстро. Иностранец Флетчер, бывший в Московском княжестве в 1588 г., сообщает, что в каждом большом городе устроен кабак или питейный дом, где продаётся водка, мёд и пиво.

Торговля водкой сосредоточивается в руках исключительно царской администрации. Начинается повсеместное запрещение корчем. Искоренение корчем и утверждение казённой продажи алкоголя было главной целью питейной политики государства. При Борисе Годунове корчмы повсюду (за исключением Малороссии) были уничтожены: в 1598 г. частным лицам было запрещено торговать водкой.

За распространением кабаков и пьянства на Руси стоял экономический интерес государства.

В 1648 г. в начале царствования второго русского царя из династии Романовых - Алексея Михайловича - в Москве и других городах возникли "кабацкие бунты", начавшиеся в связи с неспособностью городской черни платить по кабацким долгам, резким снижением качества водки, разорительными последствиями пьянства для народа. В частности из-за массового пасхального пьянства в течение нескольких лет страдала посевная у пригородных крестьян. Для подавления этих бунтов пришлось использовать войска.

Верующие люди связывали пьянство с грехопадением. Под влиянием патриарха Никона ставится задача борьбы с пьянством. С целью реформирования питейного дела в России царь Алексей Михайлович в 1652 г. созывает Земский собор, получивший название "собора о кабаках". Выходит Указ, ограничивающий число питейных заведений. В нём также было сказано: "В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам". Отношение к любителям "зелёного змия" и в миру и в церкви становится резко отрицательным. Усилилась проповедь церкви против пьянства. Если подсчитать дни, когда в силу царского Указа запрещалась продажа вина, то число их превысит сто восемьдесят. Иными словами, православный человек более полугода волей-неволей пребывал в состоянии трезвости. Лицам "священническаго и иноческаго чина" вообще запрещалось давать водки. Запрещалась продажа водки в кредит во избежание накопления "кабацких долгов". Цена на водку указом повышалась втрое против прежней. Водка отпускалась только по одной чарке на человека - 143,5 гр.

Сократить потребление водки и увеличить доходы казны от неё одновременно - задача неразрешимая, и, как всегда в таких случаях бывает, интерес казны был поставлен выше интересов трезвости. Введённые ограничения привели к значительному падению алкогольных сборов в казну. Поэтому их строгое соблюдение продержалось не более семи лет. Число кабаков не сократилось.

В допетровскую эпоху пьянство было свойственно некоторой части простолюдинов из-за силой навязанного им кабацкого стиля потребления алкоголя. Аристократия и зажиточный люд были гораздо менее подвержены этому пороку, поскольку им дозволялось самим производить вино и потреблять в домашних условиях. Даже во время царских приёмов и пиров неукоснительно соблюдался ритуал умеренного угощения медами и иноземными винами, после чего все чинно расходились. До царствования Петра Первого о пьянстве в стенах Кремля не известно ровным счётом ничего.

Потребление алкоголя в России от Петра Великого до Первой Мировой войны. Упоминания о пьянстве во всех слоях общества. Формирование северного стиля потребления алкоголя

Масштабные петровские преобразования всей жизни страны в конце XVII - начале XVIII веков весьма негативно сказались на сложившихся к тому времени традициях общества в отношении алкоголя, дав толчок на долгую историческую перспективу росту потребления последнего.

Средства на петровские реформы и войны шли в значительной мере от питейного дела. Пьянство и табакокурение пришлось насаждать посредством cтрожайших указов, поскольку население в массе своей испытывало отвращение к подобному времяпрепровождению. Началось падение нравов правящей элиты. Ассамблеи и дипломатические приёмы завершались попойками. Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению церковного раскола.

Старообрядцы - раскольники, избегая жестоких преследований со стороны властей, вынужденно заселили обширные пространства Севера, Среднего Поволжья, Дона, Терека, Кубани, Урала и Сибири. Старообрядчество способствовало сбережению лучших народных традиций, одна из которых - всеобщая трезвость. Россия обязана им освоением огромных незаселённых пространств, созданием текстильной, автомобильной, авиационной, нефтедобывающей и ряда других видов промышленности, поддержкой науки, искусств, здравоохранения, народного образования, местного самоуправления.

Роковую роль в спаивании населения сыграло введение Указом Екатерины II в 1765 г. так называемой откупной системы взамен государственной винной монополии. Суть её сводилась к следующему.

Для увеличения сборов в казну от торговли алкоголем, причём деньгами, выплаченными заранее, а не собранными постепенно в результате розничной торговли водкой, правительство отдавало его продажу на откуп частным лицам. Откупа давались наиболее энергичным, богатым и жестоким людям, исходя из того, что они сами найдут способ собрать с народа деньги, но до этого дадут государству установленную заранее сумму. Откупа отдавались целыми уездами и губерниями.

По договору с правительством откупщик обязывался платить в казну установленную указом плату за каждое выкупленное у государства ведро водки, а взамен получал монопольное право её продажи на определённой территории. При этом, стремясь подавить конкуренцию казённой водке со стороны пива и мёдоварения и увеличить её продажу, государство стало взимать высокий налог с производства пива и пивных лавок. Пивоваренные заводы стали закрываться. С 1845 г. распивочные пивные лавки везде, кроме Петербурга и Москвы, были запрещены. В 1848 г. в 19 губерниях страны не осталось ни одного пивоваренного завода. Мёдо и пивоварение были подавлены экономически. Структура потребления алкогольных напитков непоправимым образом ухудшилась. За столетие существования откупной системы произошёл переход от потребления населением преимущественно малоградусных и менее опасных напитков (пива, браги и вина) в сторону крепких алкогольных напитков - главным образом водки.

Со временем у откупщиков-монополистов, державших непомерно высокую цену на водку, стали концентрироваться огромные прибыли. Это не давало покоя правительству, желавшему получать большую прибыль от её продажи. В результате Царь Александр II пошёл на реформу питейного дела. В 1863 г. его правительство уступило право государства на изготовление водки частным заводчикам и ввело новую систему продажи, получившую название акцизной. Массовое промышленное производство водки в условиях свободной конкуренции и отмены монополии откупщиков привело к снижению её цены, увеличению продаж и росту доходов казны от акцизных сборов. Только за один 1864 год потребление водки возросло почти в 2 раза. Приведём одно из свидетельств того времени: "Новая акцизная система уничтожила последние препоны к безграничному развитию пьянства. Дорогая и дурная откупщическая водка сделалась дешёвкой. Продажа питий распивочно и навынос стала свободным торгом. На каждом шагу явились новые кабаки. Овощные лавки сделались питейными домами. Наконец, и селения не избежали участи городов... Соблазн к пьянству развился до крайней степени. При уродливом размножении нового класса торгующих и безграничном предложении не было ничего, что могло до некоторой степени уравнять потребление, сдержать пьянство. От пива народ был отучен".

За три столетия водка, а с нею и кабак, прочно укоренились в России. "Около 1552 г. во всём московском царстве, во всей русской земле был только один кабак, стоявший на Балчуге. В конце XVII века в каждом городе было по одному кружечному двору. В XIX столетии кабаки распространяются по сёлам и деревням. В 1852 г. кабаков - 77 838, в 1859 г. - 87 388 и, наконец, после 1863 года число их, увеличившись примерно в шесть раз, перешло за полмиллиона".

В 80-х годах XIX века, по оценке современников, десятки тысяч крестьян спивались и разорялись. Для того, чтобы приостановить этот крайне неблагоприятный процесс, правительство в 1885 г. приняло постановление, предоставляющее крестьянским обществам право по решению сельских сходов закрывать в сёлах винные лавки. В одной Орловской губернии было составлено 1200 запретительных приговоров, в Саратовской вместо 1651 кабака осталось всего 82, в Курской вместо 2258 - 40. В Симбирской вместо 899 - 18, в Уфимской на 1 723 тыс. душ населения осталось 15 кабаков. Запретительные резолюции сельских сходов свидетельствуют о том, что в те времена большая часть мужского населения ещё не была поражена пороком пьянства. Ровно столетие спустя отсутствие такой поддержки предопределило неудачу антиалкогольной компании руководства СССР.

Основными факторами, сдерживавшими в то время распространение пьянства, были, с одной стороны, православие (особенно старообрядчество) и ислам, дававшие прочный иммунитет против спаивания.

Трезвость у верующих была в чести и борьба с пороком пьянства проводилась постоянно. С другой стороны, алкоголизации населения препятствовала занятость подавляющей его части сельским трудом, где, как известно, "день год кормит". Многодневный запой грозил крестьянину разорением. "Русский человек есть деловой человек. И, кроме того, он трезвый человек: по душевому потреблению алкоголя дореволюционная Россия стояла на одиннадцатом месте в мире. Дело русского крестьянина - дело маленькое, иногда и нищее. Но это есть дело. Оно требует знания людей и вещей, коров и климата, оно требует самостоятельных решений. Мужицкая ошибка в предвидении означает голод" (И. Солоневич).

Широкое недовольство населения алкоголизацией, олицетворявшейся частными кабаками, послужило одним из серьёзных мотивов к восстановлению в 1894 г. правительством Александра III государственной монополии на водку. Место кабака заняла казённая лавка, в которой продавалась водка в закупоренной таре и только на вынос. Эта питейная реформа выявила, что часть населения серьёзно поражена пьянством, и, в то же время, стимулировала развитие худших традиций потребления алкоголя. Спиртные напитки стали потребляться на улице, что нанесло ущерб общественной нравственности. Известный русский юрист А.Ф.Кони писал: "Когда была введена казённая продажа вина, многие радовались, что кабак как средоточие спаивания ... отжил своё время и, если можно так выразиться, распылился на спокойное домашнее употребление вина. Но эта иллюзия продолжалась недолго. Кабак не погиб, а прополз в семью и во многих случаях... внёс в неё развращение и приучение жён и даже детей пить водку. Кабак... как ядовитый цветок распустился на улице". Возле казённых лавок появились "стаканщики", которые предлагали свои услуги для откупоривания и стакан для распития водки. Постепенно формировался новый, более грубый вид алкогольного потребления - уличное распитие спиртного. Поражающий любого иностранца небезопасный обычай уличного распития водки гранёными стаканами существует в России, оказывается, вот уже более 100 лет.

К началу XX века в России сформировался опасный стиль потребления алкогольных напитков, когда алкоголь потребляется почти исключительно в виде крепких напитков, единовременными ударными дозами ("залпом"). В 1911 г. в структуре винопотребления водка занимала 89,3%. Выдающийся русский врач В.М. Бехтерев писал: "Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокоградусную водку, находиться в гораздо менее благоприятных условиях, чем народы запада, которые главным образом потребляют виноградное вино и пиво. Дело в том, что крепкие растворы алкоголя... действуют особенно разрушительно, а при слабых растворах алкоголь не имеет такого вредного действия. ...сплошь и рядом у нас практикуется питьё водки целым стаканом, часто без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно, нежели при потреблении такого же количества при других условиях".

Сложившийся стиль потребления водки залпом делал даже и нечастое потребление весьма опасным. Именно поэтому Россия, занимая по количеству потребляемого алкоголя одно из последних мест в мире, имела гораздо менее благополучную картину по многим показателям, характеризующим алкогольную ситуацию. Так, в 1911 г. в России на 1 млн. населения приходилось свыше 55 смертей от алкогольного опоя, в то время как во Франции, где душевое потребление алкоголя было в 7 раз больше, чем в России, этот показатель составлял 11,5. В Петербурге ежегодно погибали от опоя по 20 человек на 100 000 населения, тогда как в Берлине таких смертей насчитывалось всего 3, а в Париже - 6. В Вене 1 больной алкоголизмом приходился на 1020 жителей, в Берлине на 369, а в Петербурге - на 22.

Опасный стиль потребления алкоголя в России, несмотря на его относительно небольшой уровень на душу населения, стал ослаблять российское государство. Перед началом русско-японской войны из-за повального пьянства по случаю проводов в армию и в городах и в сельской местности были сорваны все сроки военной мобилизации.

Несмотря на то, что по уровню потребления алкоголя Россия занимала одно из последних мест в Европе, в августе 1914 г., когда началась Первая Мировая война, император Николай Второй запретил продажу водки и других крепких спиртных напитков. Первоначально запрет был введён в качестве временной меры, однако по завершению мобилизации он остался в силе. Постепенно запрет распространили на вино и пиво. Последний русский царь предрешил навсегда воспретить в России казённую продажу водки.

Ни в одной стране мира до 1914 г. подобных радикальных мер по снижению потребления алкоголя не принималось. За первые годы войны потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Сократилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях. Однако со второй половины 1915 г. и особенно в 1916 г. стало всё более массовым потребление самогона, лаков, политуры и других спиртосодержащих веществ, что привело к многочисленным отравлениям и росту алкогольных заболеваний, распространению скрытых форм злоупотребления алкоголем. Этот печальный опыт борьбы с пьянством посредством одних лишь запретительных мер не был учтён семь десятилетий спустя руководством СССР при планировании антиалкогольной кампании 1985-1987 гг., итоги которой оказались весьма схожи с результатами царского "сухого закона".

Таким образом, накануне революций 1917 г. и радикального социального переустройства страны алкогольная ситуация в России определялась сложным взаимодействием нескольких противодействующих факторов. С одной стороны распространение пьянства и рост потребления алкоголя сдерживались занятостью подавляющей части населения аграрным трудом, набожностью народа, многомиллионным числом христиан-старообрядцев и мусульман, действием "сухого закона", что в совокупности позволяло тогдашней России быть одной из последних стран по уровню потребления алкоголя на душу населения (3,4 л в год). С другой - имелся окончательно сформировавшийся крайне неблагоприятный, оглушающий стиль потребления алкоголя, рост самогоноварения, скрытых форм пьянства, а также настоятельная необходимость пополнения казны "пьяными" деньгами.

К сожалению, революционные изменения в стране привели к усилению действия негативных факторов и ослаблению позитивных.

Усугубление пагубного северного стиля потребления алкоголя в новейшей истории России

В первые годы революции и разрухи, вызванной гражданской и мировой войнами, в городах ощущается дефицит продуктов питания. Разрушенная промышленность не в состоянии обеспечить города сельхозпродуктами в обмен на промышленные товары. Излишки продовольствия в деревнях идут на подпольное производство водки и самогона. Председатель Совнаркома В.И.Ульянов-Ленин решительно отвергал возможность производства и продажи спиртных напитков крестьянам в обмен на продовольствие для финансирования промышленности. Чтобы сократить перегонку продуктов питания в алкоголь, Советское государство в лице Военно-революционного комитета, а затем - Совета Народных Комиссаров РСФСР борется с самогоноварением и подпольным производством водки. Лица, занимающиеся тайным производством или продажей алкоголя, предаются военно-революционному суду. По данным ВЧК-НКВД в начале 20-х годов было возбуждено свыше 500 тыс. уголовных дел по самогоноварению. Несмотря на строгие меры, в 1924 г. на изготовление самогона было израсходовано 2 430 тыс. тонн пищевых продуктов.

Разрешение на производство и продажу вина крепостью 12°, а затем 14° не изменило ситуацию. Предпочтение к потреблению крепких алкогольных напитков прочно закрепилось в питейных традициях. Чтобы остановить самогоноварение, власть была вынуждена в 1922 г. разрешить продажу креплёных вин - 17-20°, в 1923 - 25°, в 1924 - 30°, а в 1925 г. отменить действовавший с царских времён запрет на продажу 40° водки, введя водочную монополию. В этой связи В.М. Бехтерев писал, что неизбежный возврат к свободной торговле водкой был обусловлен тем, что трудящиеся требовали крепких спиртных напитков.

С этого же времени и на длительную перспективу (с небольшим перерывом в 1985-1988 гг.) в алкогольной политике страны начинает доминировать финансовый интерес. В 1927 г. И.В. Сталин говорил: "Когда мы вводили водочную монополию перед нами стояла альтернатива: либо пойти в кабалу к капиталистам, сдав им целый ряд важнейших заводов и фабрик, и получить за это известные средства, необходимые для того, чтобы обернуться; либо ввести водочную монополию для того, чтобы заполучить необходимые оборотные средства для развития нашей индустрии своими собственными силами".

Начинаются форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Оба процесса содействуют росту потребления алкоголя. Первый - за счёт потребности в "пьяных" деньгах на развитие производства и урбанизации, второй - за счёт лишения сельских жителей права собственности на земли, а с ним и ответственности за хозяйство и свою собственную судьбу.

Всё это происходило на фоне воинствующего атеизма властей, гонений на верующих и священнослужителей. Роль церкви в поддержании нравственных ценностей народа на долгие годы была ослаблена.

Снижение потребления алкоголя наметилось в предвоенные годы и, главным образом, было обусловлено установлением жёсткой дисциплины и уголовной ответственности за любые нарушения. Однако, массовое использование спирта в качестве адаптогена на фронтах Великой Отечественной войны, небывалые горе и страдания принесённые войной, способствовали росту потребления алкоголя и распространению пьянства в послевоенные годы. В трудных экономических условиях, связанных с послевоенной разрухой, напряжением всех сил общества на восстановление народного хозяйства, начавшейся гонки вооружений и "холодной" войны, государство ограничилось поверхностными мерами борьбы со злоупотреблением алкоголем. "Пьяные" деньги играли всё более возрастающую роль в экономике страны, и задачи сокращения производства водки не ставилось. В 1958 г. советское руководство, возглавляемое в то время Н.С. Хрущёвым, попыталось достичь уменьшения пьянства путём запрещения продажи спиртных напитков в розлив, связывая с последним наиболее одиозные и антиобщественные формы пьянства. Запрет на продажу водки на всех предприятиях общественного питания (кроме ресторанов) не дал ожидаемых результатов и привёл к дальнейшему снижению нравственности общества. Потребление алкоголя было вытеснено из социально-контролируемых мест на улицу. Мужским населением ещё не был утрачен фронтовой навык приема спирта залпом. Запрет на потребление алкоголя вместе с приёмом пищи, уличное распитие водки способствовали массовому приобщению людей к алкоголю. Стала формироваться терпимость к групповому распитию спиртного и антиобщественному поведению как явлению обыденному. За десятилетие с I960 г. потребление алкоголя на человека в год возросло на 2,8 л и достигло к 1970 г. 6,7 л.

Попытка изменить структуру потребления алкоголя в сторону увеличения доли вина и пива, уменьшить удельный вес водки и других крепких напитков в общей массе потребляемого алкоголя была осуществлена в первые годы нахождения у власти Л.И. Брежнева. Постановление ЦК КПСС и Советского правительства "О мерах по усилению борьбы с пьянством" (май 1977 г.) предусматривало сокращение производства крепких спиртных напитков и увеличение выпуска сухих виноградных вин и пива. Из-за экономической заинтересованности государства в доходах от продажи водки данное постановление выполнено не было. Кроме того для извлечения дополнительной прибыли было увеличено более чем в 2 раза производство относительно дешевых низкосортных плодово-ягодных вин.

В стране неуклонно растёт число больных алкоголизмом, преступность на почве злоупотребления алкоголем. Невозможность сократить потребление алкоголя по экономическим причинам заставляет государство усиливать административные меры борьбы с пьянством. С 1974 г. в системе МВД создаются лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания больных алкоголизмом, в сущности - тюрьмы для них.

Производство и потребление алкоголя в стране продолжают увеличиваться. В потребление алкоголя вовлекаются новые группы населения - женщины и молодежь. Потребление алкоголя проникает на производство, в общественные места, становится атрибутом служебных отношений, всё меньше воспринимается как социальное зло, отношение к нему становится всё более терпимым. К середине 80-х годов потребление алкоголя на человека в год достигло по разным оценкам 11-14 л, а прямые и косвенные потери от него составляли около 120 млрд. рублей, что приблизительно равнялось двум годовым бюджетам на оборону. Усилилось отставание по продолжительности жизни населения России (особенно у мужчин) от индустриально развитых стран Запада.

М.С. Горбачёв в 1985-1987 гг. попытался жёсткими запретительными мерами снизить производство и потребление алкоголя в стране. Одновременно была начата либерализация общественной и экономической жизни с целью раскрепощения творческой энергии народа, освобождения от порока пьянства. С одной стороны поначалу были получены весьма позитивные результаты. Потребление алкоголя снизилось до 11,5 л на человека в год. Впервые за долгие годы смертность населения стала снижаться, а средняя продолжительность жизни - расти. К 1987 г. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин увеличилась на 3,2 года.

Одновременно выявилась ужасающая картина почти биологической потребности значительной части нации в алкоголе: по всей стране люди буквально душились в огромных очередях за ставшими дефицитом водкой, сахаром, дрожжами. Расцвело самогоноварение. Колоссальный дефицит бюджета, вызванный экологической катастрофой на Чернобыльской АЭС, землетрясением в Армении дополнялся недополучением традиционных "пьяных" денег, оседавших в руках новоявленной алкогольной мафии. Эти и ряд других обстоятельств заставили тогдашнее руководство страны в 1988 г. свернуть алкогольную реформу.

К сожалению, из-за административных перегибов на местах в ходе этой антиалкогольной кампании пострадало в первую очередь производство пива и вина. Многие дорогостоящие линии по производству пива были разрушены, много виноградников, плантаций хмеля и посевов ячменя для пивного солода было уничтожено. Возникла водочная мафия, ибо наладить нелегальное производство водки было проще и выгоднее, чем менее крепкие алкогольные напитки.

Таким образом, одним из печальных результатов антиалкогольной кампании стал подрыв пивоварения и виноделия, дальнейший перекос в структуре потребления алкогольных напитков в пользу водки и самогона. Неблагоприятный северный стиль потребления стал безраздельно господствующим.

Непродуманными действиями властей антиалкогольная идея была дискредитирована. Критичность общества к злоупотреблению алкоголем оказалась сниженной. Миллиарды рублей, не истраченные населением на покупку алкоголя и не обеспеченные другими товарами и услугами в условиях тогдашней плановой экономики, стали оказывать давление на потребительский рынок, внося свой вклад в обесценивание национальной валюты и усиление инфляции.

Либеральные экономические реформы, начатые Е.Т. Гайдаром в 1992 г., привели к тому, что Россия буквально достигла "дна" в потреблении алкоголя. Была отменена государственная алкогольная монополия.

Начался массовый завоз на территорию РФ относительно дешёвого спирта из Бразилии, Бельгии и других стран, ставшего главным сырьём для производства дешёвой и в том числе нелегальной водки. Водка в прямом смысле стала дешевле мыла, доступна в любом возрасте, в любом количестве, в любом месте и 24 часа в сутки. "Вершиной" пьянства и "северного" стиля потребления алкоголя стало распитие, в том числе уличное, неразбавленного 96°-ного спирта "Royal".

В 1994-1995 гг. потребление алкоголя в стране достигло наибольшего за всю историю страны уровня - 15-18 л на человека в год. В эти же годы отмечена необычайно высокая смертность населения РФ. Вымерло значительное число злоупотребляющих алкоголем лиц, в том числе и тех, чьи жизни были сохранены антиалкогольной кампанией 80-х гг.

Финансовый кризис августа 1998 г. при всех его издержках для населения и экономики страны несколько изменил структуру потребления алкоголя. Падение курса рубля сделало ранее дешёвый импортный спирт, шедший на изготовление водок, относительно дорогим. Доля водки и других крепких напитков среди потребляемого алкоголя впервые за долгие годы немного уменьшилась. Оживились пивоваренная и винодельческая промышленности, работающие на отечественном сырье. Дефолт заставил хотя бы частично восстановить государственную алкогольную монополию.

Однако, как и на протяжении четырёх последних столетий, легальный наркотик алкоголь в наши дни продолжает оставаться средством пополнения бюджета.

Во многих развитых странах бюджетная политика строится с учётом известной истины, что никакие доходы от реализации алкоголя не покрывают совокупного ущерба, наносимого его потреблением здоровью нации и экономике.

В условиях неблагоприятного экономического положения страны в алкогольной политике РФ, к сожалению, пока по-прежнему превалирует сиюминутный финансовый интерес.

Заключение

История зарождения пьянства в России как массового социального явления - суть история формирования северного стиля потребления алкоголя.

Домосковская Русь пьянства не знала, не знала и крепких алкогольных напитков.

Царизм повинен в насаждении крепких алкогольных напитков во имя интересов казны, в формировании северного стиля потребления алкоголя в России и, как следствие, в широком распространении пьянства.

Советская власть не смогла обойтись без "пьяных" денег, изменить стиль потребления алкоголя на более благоприятный. Производство и потребление алкоголя выросли. Запретительная антиалкогольная кампания дискредитировала идею трезвости. Создала отложенный спрос на алкоголь.

Либеральные экономические реформы начала 90-х годов привели к почти полной утрате государственной винной монополии, криминализации алкогольного бизнеса. Водка стала доступна в любом возрасте, в любое время суток и по любой цене. Апофеозом северного стиля явилось невиданное доселе в мире массовое приобщение населения к потреблению 96° спирта типа "Royal".

Таким образом, в силу ряда особых исторических, политических и экономических обстоятельств в стране к концу XX века возникла беспрецедентно неблагоприятная алкогольная ситуация: сочетание северного стиля и максимального уровня потребления алкоголя на человека в год, характеризующееся избыточной заболеваемостью и смертностью населения.

---------------------
Цитата

К началу XX века в России сформировался опасный стиль потребления алкогольных напитков, когда алкоголь потребляется почти исключительно в виде крепких напитков, единовременными ударными дозами ("залпом"). В 1911 г. в структуре винопотребления водка занимала 89,3%. Выдающийся русский врач В.М. Бехтерев писал: "Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокоградусную водку, находиться в гораздо менее благоприятных условиях, чем народы запада, которые главным образом потребляют виноградное вино и пиво. Дело в том, что крепкие растворы алкоголя... действуют особенно разрушительно, а при слабых растворах алкоголь не имеет такого вредного действия. ...сплошь и рядом у нас практикуется питьё водки целым стаканом, часто без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно, нежели при потреблении такого же количества при других условиях".

Сложившийся стиль потребления водки залпом делал даже и нечастое потребление весьма опасным. Именно поэтому Россия, занимая по количеству потребляемого алкоголя одно из последних мест в мире, имела гораздо менее благополучную картину по многим показателям, характеризующим алкогольную ситуацию. Так, в 1911 г. в России на 1 млн. населения приходилось свыше 55 смертей от алкогольного опоя, в то время как во Франции, где душевое потребление алкоголя было в 7 раз больше, чем в России, этот показатель составлял 11,5. В Петербурге ежегодно погибали от опоя по 20 человек на 100 000 населения, тогда как в Берлине таких смертей насчитывалось всего 3, а в Париже - 6. В Вене 1 больной алкоголизмом приходился на 1020 жителей, в Берлине на 369, а в Петербурге - на 22.

Опасный стиль потребления алкоголя в России, несмотря на его относительно небольшой уровень на душу населения, стал ослаблять российское государство. Перед началом русско-японской войны из-за повального пьянства по случаю проводов в армию и в городах и в сельской местности были сорваны все сроки военной мобилизации.

История формирования северного стиля потребления алкоголя в России.
Это интересно? Поделитесь с друзьями! —→

vesna
Профи
 
Сообщения: 1658
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 13:37

AdveR2

DA

RC

ADV

SaB

Ads

AdveR

TN


SaT

IPVid
След.

Вернуться в Свободное общение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 21

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru