Крымский завод «Залив» получил немецкое оборудование концерна МАN после того, как финская машиностроительная компания Wartsila отказалась продавать свои генераторы из-за санкций ЕС. «Залив» выполняет федеральный заказ по строительству аварийно-спасательного судна, для которого и предназначались генераторы.
Можно ли говорить о нарушении санкционного режима и что грозит немецким поставщикам? В российском представительстве МАN ничего не знают о том, как их продукция оказалась в Крыму: не исключено, что «Залив» приобрел их у посредников.
В этом случае немецкая компания никакой ответственности не несет, уверен ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ Андрей Колганов: «Нельзя исключать вариант, что керченская судоверфь для комплектации строящегося аварийно-спасательного судна просто купила эти генераторы где-то на стороне, и, в общем-то, прямую ответственность компании MAN за судьбу этих генераторов установить довольно сложно. Пока неизвестно даже, по какому контракту эти генераторы были поставлены в Россию — может быть, они вообще до санкций у нас оказались, тогда какие могут быть претензии к фирме MAN».
Ситуация сразу напомнила недавний скандал с поставками турбин Siemens в Крым.
Они были куплены Россией в 2015 году и по соглашению сторон должны были эксплуатироваться исключительно на Таманском полуострове. После смены собственника турбины переправили в Крым. Хотя формально поставщиком являлась российская структура, ответственность понесла Siemens.
Точно так же может пострадать и компания MAN, считает постоянный представитель РАНХиГС в Европейской организации публичного права Валерий Смирнов: «С учетом того, что американцы неоднократно грозили в вопросах поставки и газа, и нефти, компании, которые сотрудничают, вполне могут попасть под санкции. Это не те технологии, которые просто продаются, здесь встает колоссальный вопрос монтажа этих установок: как правило, монтажом должны заниматься специалисты производителя. И потом, второй вопрос — это гарантийное обслуживание установок, вне зависимости от того, кто являлся покупателем. И вот здесь наверняка возникает первый вопрос, потому что ни Siemens, ни MAN на территории Крыма не могут заниматься ни установкой, ни гарантийным, ни постгарантийным обслуживанием, а это наверняка в момент продажи является пунктами договора».
Впрочем, специалисты по международному коммерческому праву отмечают, что европейским и американским структурам будет сложно привлечь MAN к ответственности, если в компании докажут, что не знали о конечном покупателе.
В Крым снова поставили немецкие генераторы. |